Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, украинские писатели, публицисты и гуманисты, пишущие в соавторстве под общим псевдонимом «Генри Лайон Олди». Лучшие писатели-фантасты Европы 2006-го года (ESFS Award). Вопросы задавал Александр Соловьёв.
АС: Сказывается ли как-то пандемия (одна из популярных тем фантастических произведений) на жанре в целом? Меняет ли его кризис глобального масштаба?
Олди: Прежде всего, фантастика (а также детектив, историческая проза, фэнтези, хоррор, триллер, любовная проза и так далее) – это для нас не жанры, а направления, или, если угодно, течения художественной литературы. Жанры – это эпопея, роман, повесть, рассказ, эссе.
АС: Но не исчерпывает ли происходящее повестку для авторов? Ведь всё, что предсказывают (или предугадывают) фантасты, имеет тенденцию – довольно мрачную по нынешним временам – сбываться. О чём писать, когда жизнь, кажется, обгоняет самую смелую фантазию?
Олди: Мы, как и многие наши коллеги, пишем о людях, а не про изобретения или перспективы социума. Люди – это вечная неиссякаемая тема. И мы вот уже много лет находим то новое и интересное, о чём стоит писать. И намерены находить и дальше.
АС: А люди не раскрываются как-то по-новому в стрессовых ситуациях? Проявляется ли в них что-то новое?
Олди: Ничего нового никто не раскрывает. Если в человеке чего-то не было раньше – откуда оно вдруг возьмётся в кризисной ситуации? А если было, так оно и раньше хоть как-то проявлялось, разве что, возможно, не так остро. И направления литературы из-за кризиса резко не меняются – как и люди.
Лично мы как писали то, что хотим, и так, как сами считаем нужным, – так и сейчас пишем, придерживаясь тех же принципов. Книга, над которой мы начали работать, к пандемии никакого отношения не имеет. Хотя, конечно, кто-то спешит половить рыбку в мутной воде, срочно наваять что-нибудь на тему пандемии, срубить на этом денег, хайпа, дешёвой популярности. Но такие люди подобным образом действуют в любых обстоятельствах. Пандемия их нисколько не изменила, и действуют они так же, как и раньше, – сообразно конкретной ситуации.
АС: Дают ли подобные кризисы что-то новое для авторов?
Олди: Конечно. Наблюдение за поведением людей, а в кризисных ситуациях – особенно. Это всегда даёт пищу для лучшего понимания человеческой природы и психологии. И это, без сомнения, будет использовано в литературном творчестве.