10.10.2023
Генерал де Голь
Об эрозии международной иерархии
Колонка редактора
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Фёдор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

AUTHOR IDs

SPIN RSCI: 4139-3941
ORCID: 0000-0003-1364-4094
ResearcherID: N-3527-2016
Scopus AuthorID: 24481505000

Контакты

Тел. +7 (495) 980-7353
[email protected]

Авторы ежегодного доклада, который Валдайский клуб подготовил к прошедшему заседанию, полагают, что международная иерархия подвергается фатальной эрозии.

Привычные лидеры не остановят «набирающую силу “вольницу” крупных, средних и малых государств, даже если захотят приложить к тому значительные усилия». «Стремление к выживанию в предельно диверсифицированном мире» заставит всех «наращивать самостоятельные возможности».

Лобовой атаки ХАМАС на Израиль не ожидали по причине её самоубийственности – ресурсы радикальной группировки, находящейся в изоляции, и самого сильного в военном отношении государства региона, ближайшего союзника сверхдержавы, несопоставимы. Но в «предельно диверсифицированном мире» «самостоятельные возможности» неравнозначны сумме материальных активов. Точный расчёт, нестандартный подход и продуманное использование ограниченного потенциала всегда в цене.

Хитрая на выдумки голь способна прыгнуть выше головы, что усиливает эффект дискредитации силового перевеса.

Слом иерархии – продукт накопленных дисбалансов мировой системы. Он открывает дорогу самым дерзким, решительным и жёстким (или жестоким). И, напротив, застаёт врасплох тех, кто привык к устоявшимся правилам и априорной расстановке сил. Это не означает, что совокупная мощь (деньги, технологии, вооружения) вдруг обесценивается. В конечном итоге они всё и определяют. Но многим приходится заново учиться всё это применять, столкнувшись с высокомотивированным противником.

Отдельная новелла – как новая обстановка влияет на альянсы. Блоковые отношения – основа стабильной системы. Сейчас же формализованные связи зачастую повышают напряжение внутри сообщества, вызывая фрустрацию. Одни считают, что их недостаточно поддерживают, другие – что и так помогают себе в ущерб. А фиксированные обязательства внутри альянсов осложняют манёвр, когда всё выше ценится свобода действий, способность гибко использовать различные возможности. И неформальное, «гибридное» взаимодействие на всех уровнях оказывается эффективным, особенно если необходимо быстро менять характер политического и военного поведения.

Приходить к выводу, что в складывающейся ситуации «последние станут первыми», то есть все перевернётся с ног на голову, не стоит. Материальный базис, определяющий силовой потенциал, скажет своё.

Но практически все конфликты XXI века с самого его начала (Афганистан и так далее) демонстрируют одно: абсолютное преимущество становится относительным, а военная победа – не синоним политической.

Скорее даже наоборот – масштаб издержек нивелирует достигнутый успех.

Слом иерархии на сей раз носит не обвальный, а ползучий характер. И более слабые провоцируют более сильных на действия, которые в дальнейшем ведут последних к упадку. В этом смысле теракты 11 сентября 2001 г. – образцовый пример. Позиции США в мире пошатнуло не само нападение, а долгосрочные последствия ошибочной реакции на него Вашингтона. Между прочим сама проблема ХАМАС в Газе – тоже следствие 9/11. Неоконсервативная администрация Буша, вознамерившись демократически переустроить Ближний Восток, навязала Палестине «свободные выборы», а потом отказалась признать победу на них ХАМАС. Постпред Израиля при ООН объявил, что происходящее – это «израильское 11 сентября». Аналогия опасная, если задуматься, чем в итоге то событие обернулось для США.

Автор: Фёдор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»

Коммерсант
Сражение и война
Чез Фриман
Сочувствие Израилю теперь ограничивается обществами, в которых исламофобия укоренилась, хотя палестинские зверства могут это сочувствие восстановить. Поддержка Соединёнными Штатами «права Израиля на самооборону» будет восприниматься на международном уровне как поддержка угнетения Израилем палестинцев. Эта позиция вызовет глобальную негативную реакцию, как и наша позиция по спецоперации на Украине.
Подробнее