В последние месяцы премьер-министр Венгрии активизировал контакты с консерваторами из США. Для чего опальному в ЕС премьеру нужна их поддержка и что его роднит с американскими традиционалистами?
После победы в 1998 г. коалиции партий во главе с «Фидес»[1], Виктор Орбан сформировал правоцентристское правительство. В том же году Орбан посетил Вашингтон в рамках рабочего визита в качестве премьер-министра. Однако дальнейшая централизация власти в Венгрии, усиление власти премьера в венгерской политической системе, социальная ориентированность политики с сильным правым уклоном отпугнула администрацию Билла Клинтона от дальнейших связей с Виктором Орбаном. Американским демократам намного больше импонировали либеральные правительства Петера Медьеши, а затем Ференца Дюрчаня. Окончательным разладом в отношениях с демократами послужила обновлённая конституция Венгрии, принятая во время второго премьерского срока Орбана в 2011 г., так как она закрепляла доминирующую роль христианства в венгерском государстве и запрещала однополые браки.
А идеи Орбана, высказанные в 2014 г., о построении «иллиберальной демократии», а затем приобретение венгерскими властями оппозиционных изданий (Népszava, Figyelő) поставили крест на венгерском лидере для левого истеблишмента Соединённых Штатов.
Несмотря на натянутые отношения в политической сфере, экономические связи с Вашингтоном как при демократах, так и при республиканцах продолжали стремительно развиваться (США с начала 2000-х гг. являются вторым инвестором в венгерскую экономику, уступая Германии, а внешнеторговый оборот Венгрии и Штатов с каждым годом только увеличивался и на сегодняшний день составляет более 3,5 млрд долларов в год). Важная роль Венгрии как союзника по НАТО стабильно подчёркивалась на любых политических площадках.
Однако до 2019 г. отношения между Виктором Орбаном и американской администрацией традиционно высмеивались оппозиционными венгерскими СМИ. Во-первых, ввиду долгого отсутствия официального приглашения венгерского премьера в Белый дом (с 2012 г., при администрации Барака Обамы, премьер-министр Орбан посещал только саммиты, касающиеся НАТО и проблемы вооружений). И, во-вторых, из-за снисходительного отношения официальных американских представителей к контактам с правительством Венгрии. До прихода к власти Дональда Трампа на встречи с венгерскими министрами американская сторона систематически посылала чиновников не выше заместителя госсекретаря.
В 2019 г. после череды телефонных переговоров с Трампом, которому Орбан явно импонировал во время американской президентской кампании, премьер-министр Венгрии наконец вновь посетил Вашингтон с официальным визитом.
В том же 2019 г., в период президентства Трампа, активизировалось венгеро-американское военное сотрудничество. По итогам встречи министра обороны Венгрии Тибора Бенкё и посла США Дэвида Корнштейна было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере обороны, в первую очередь касательно военной миссии в Ираке[2].
За 2020 г. Венгрия увеличила расходы на оборону более чем на 20 процентов, и, согласно открытым источникам, они стали составлять 1,21 процента от ВВП страны. Новая Стратегия национальной безопасности Венгрии от 2021 г. предусматривала выход на обязательный «натовский» показатель в 2 процента к 2024 году. При этом Венгрия продолжала проводить модернизацию вооружённых сил согласно правительственной программе «Зрини 2026».
Отношения между Орбаном и Трампом укреплялись также в связи со схожим политическим курсом двух лидеров. Программа America First очень близка по духу венгерскому премьер-министру, который ради интересов своей страны не раз мешал планам официального Брюсселя.
У глав государств одинаково негативное отношение к нелегальной иммиграции: после арабской весны и кризиса беженцев при Орбане был построен забор на границе с Сербией, при Трампе появилась стена на границе США и Мексики. Орбан объявил войну неправительственным организациям Джорджа Сороса, которые через СМИ и НПО выступали против венгерской власти и поддерживали потоки мигрантов, Трамп боролся с fake news.
Эти действия ещё больше ожесточили критику демократов в отношении Орбана, транслируемую через финансируемые левым крылом американского правительства структуры по типу Freedom house (Freedom House, Inc. – находится в перечне иностранных и международных неправительственных организаций от 21.05.2024, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.) и Human Rights Watch, а также вновь открытого венгерского офиса Radio Free Europe[3].
Во время предвыборной кампании в США Джо Байден обвинял венгерский режим в тоталитаризме, а премьера Орбана называл «головорезом». Американскому послу в Будапеште Корнштейну, ставленнику Трампа, во всех интервью венгерской оппозиции приходилось как мантру повторять, что Венгрия является примером настоящей демократии, и Байден союзника не хотел обидеть. Но осадок, как говорится, в очередной раз остался.
В интервью Reuters, уже после президентских выборов в США, Орбан не упустил возможности отметить, что был убеждён в победе Трампа, а назначение Байдена стало для него полной неожиданностью. В результате Венгрия оказалась единственной страной Евросоюза, которая не была приглашена на онлайн-саммит по вопросам демократии, организованный администрацией Байдена 9–10 декабря 2021 г. (приглашений также не получили Россия и Китай).
При президенте Байдене контакты на высшем уровне между Венгрией и США практически заморожены и сводятся к телефонными переговорам. Единственная действительно значимая встреча произошла в марте 2021 г., когда госсекретарь Энтони Блинкен встречался с министрами иностранных дел стран Вишеградской группы[4]. На встрече госсекретарь подчеркнул важность Североатлантического альянса для коллективной безопасности в Европе, заявил о важности адаптации государств в рамках инициативы НАТО-2030 для противодействия новым угрозам и вызовам, в том числе со стороны более агрессивной внешней политики России и Китая.
Согласно Стратегии национальной безопасности Венгрии 2021 г. вопросы нелегальной иммиграции, распространения вирусов, стабильного политического и экономического положения на Украине и защиты венгерского меньшинства в соседнем государстве являются жизненно важными для существования страны. Глава венгерского МИД Петер Сияйрто в одном из своих последних выступлений заявил, что за прошлый год Венгрия задержала на своей южной границе 130 тысяч нелегальных мигрантов, в этом году уже 65 тысяч, поэтому о снижении миграционного потока говорить не приходится. А продовольственный кризис, который может быть вызван событиями на Украине, по мнению министра, только увеличит его.
Данная риторика, а также тот факт, что Орбан отказывается поставлять вооружение украинской стороне в конфликте с Россией и не выступает с обвинениями в адрес Владимира Путина, подкрепляет уверенность правительства Байдена в том, что Венгрия не является надежным партнёром в данном вопросе и в дальнейшем будет использовать право вето на любые инициативы Североатлантического альянса в отношении Украины, как было ранее в связи с Законом о государственном языке в стране (согласно которому венгерские школьники и студенты в Закарпатье должны были учиться только на украинском).
Антипатия между американскими демократами и венгерским руководством вынудила последних сделать ставку на республиканцев на следующих президентских выборах в США в 2024 году. Орбан открыто высказывает полную поддержку Дональду Трампу в случае, если тот будет баллотироваться, Трамп перед парламентскими выборами в Венгрии одобрил все действия венгерского премьера на внутренней и международной арене, а затем выступил с видеообращением на Конференции консервативных политических действий[5], которая прошла 19 мая 2022 г. в Будапеште, впервые на территории иностранного государства.
Конференция пользовалась поддержкой республиканского телеканала Fox News, её одиозный ведущий Такер Карлсон также выступил с приветственной речью по видео. В прошлом году он снял несколько выпусков своей программы в Будапеште, в том числе про угрозу влияния Сороса, раскритиковал нынешнюю президентскую администрацию США, а также взял интервью у Виктора Орбана, в котором восхищался тем, как тот управляет страной.
В конференции приняли участие видные правые деятели: лидер ультраправой испанской партии «Голос» Сантьяго Абаскаль, федеральный депутат Бразилии Эдуардо Болсонару (сын президента Жаира Болсонару), лидер австрийской ультраправой Партии свободы Герберт Кикль, бывший лидер партии Brexit Найджел Фараж, глава аппарата Белого дома при президенте Трампе Марк Медоуз, а также несколько американских членов Конгресса от партии республиканцев.
С речью на мероприятии выступил и сам премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, заявивший, что 2024 г. станет годом борьбы политического либерального консенсуса 1968 г. с новым политическим курсом 1990-х. Министр зачитал программу из 12 пунктов, в которую входит в том числе борьба с нелегальной иммиграцией (западная цивилизация, по словам Орбана, «с её помощью совершает суицид»). Орбан призвал консерваторов бороться с прогрессивными либералами и неомарксистами, спонсируемыми Соросом.
Те же тезисы премьер-министр Венгрии озвучил во время своего выступления на одноимённой конференции 4 августа в Соединённых Штатах, в Техасе. Орбан высказался и о насущной гендерной проблеме, под общие овации консерваторов заявив: «Мы (Венгрия) решили, что нам не нужно больше гендеров, а нужно больше рейнджеров. Меньше трансвеститов, а больше Чака Норриса». И никаких контактов с ныне действующей администрацией.
После того, как «Фидес» исключили из христианско-демократической фракции, Венгрия безуспешно пытается создать новую фракцию с более правой направленностью (аналитики предполагают сотрудничество с «Национальным объединением», «Альтернативой для Германии» и «Лигой Севера»).
В связи с этим стоит обращать более пристальное внимание на контакты представителей венгерской власти с консервативной частью американских политиков. В случае победы Трампа на президентских выборах 2024 г. это позволит быстрее наладить диалог с новой американской администрацией.
Власти Венгрии неоднократно заявляли, что выступают за улучшение двусторонних отношений России и США. По словам Сийярто, хорошие отношения между Востоком и Западом всегда позитивно сказывались на развитии стран ЦВЕ. А на выступлении в Техасе Орбан ещё и недвусмысленно дал понять, что мир на Украине может воцариться только при прямых переговорах Москвы и Вашингтона.
Возможно, в 2024 г. у официального Будапешта получится стать полноценным посредником в вопросе улучшения российско-американских отношений. А в случае затяжного характера спецоперации на Украине – местом подписания мирного договора по её итогам.
[1] «Фидес» – Венгерский гражданский союз (венг. Fidesz – Magyar Polgári Szövetség), основан в 1988 году.
[2] У венгерской компании MOL есть несколько нефтедобывающих вышек в Курдистане, недалеко от которых располагается военная миссия НАТО с венгерскими военными. Проблема охраны данных вышек особенно остро стояла перед правительством Венгрии в связи с действиями отдельных частей ИГИЛ (запрещено в России – прим. ред.) в Ираке и активных столкновений курдов с турецкой армией.
[3] Стоит отметить, что в Венгрии в настоящий момент проводится ревизия исторической роли данной радиостанции в событиях 1956 года. Официальная позиция правительства Венгрии заключается в том, что это была американская пропаганда для активизации акций протеста против советов. Во время празднования годовщины событий 23 октября в Вашингтоне, заместитель госсекретаря Венгрии по Северной Америке Ференц Денч на ремарку американских коллег о важной роли Radio Free Europe во время событий 1956 г., не только обвинил правительство Байдена во вмешательство во внутренние дела Венгрии, но и напомнил американским коллегам, что в программах данной радиостанции в 1956 г. обещали помощь США в случае революции в Венгрии, однако никакой поддержки после её начала не последовало.
[4] Политическое объединение четырёх центральноевропейских государств: Польши, Чехии, Словакии и Венгрии.
[5] Conservative Political Action Conference (CPAC), основана в 1976 году.