Решил написать необычную для себя в «РГ» статью. Я стараюсь
писать по большей части о внешней политике. К тому же аналитично,
отстраненно, иногда чуть насмешливо. Редко прибегаю к пафосу.
Сейчас не удастся. Уже месяцев десять у меня на столе или в
сумках, которые я беру в поездки, поочередно лежат два увесистых
тома книги «История России. XX век». Почти две тысячи страниц
убористого текста, написанного большим коллективом российских и
зарубежных авторов. Впрочем, все они русские по языку и культуре.
Подавляющее большинство из них родились и выросли в Советском
Союзе. Руководил этой фантастической работой профессор А.Б.
Зубов.
Я узнал, что у истоков книги стоял великий русский — А.И.
Солженицын, уже сделавший для познания россиянами своей ужасной
истории XX века больше, чем кто бы то ни было. Впрочем, своими
руками, умом и талантом сделавший больше, чем кто бы то ни было, и
для изменения этой истории, нанеся «Архипелагом ГУЛАГ» смертельную
рану коммунизму сначала в мире, а потом и в России, затем добив его
«Красным колесом».
Книга «История России» будет вызывать сильные чувства у любого
думающего россиянина. Вызывает она их и у меня. Изумление, радость,
отторжение, негодование и в конце все-таки восхищение и
благодарность.
Но сначала длинно процитирую концепцию книги: «В 1917-1954 гг.
самими русскими людьми были убиты десятки миллионов лучших граждан
России, изгнаны из страны миллионы других. Невыносимые условия
жизни, голод, нищета и репрессии привели к тому, что многие люди
предпочли не создавать семьи, не рожать детей. В 1939 году народ
России оказался втянутым в страшную мировую войну, стоившую нам
десятки миллионов жизней… Нынешняя Российская Федерация и по
населению, и по обжитой территории составляет немногим более
половины той России, которая была в начале XX века. XX век —
трагичнейшее для России столетие».
Авторы и не пытаются претендовать на отстраненность. Они, как
правило, люди с сильным религиозным чувством, не стесняющиеся
давать моральные оценки.
Самое захватывающее в книге — ракурс, с которого авторы сумели
взглянуть на нашу историю.
Подавляющее большинство авторов и читателей любой книги о
русской истории — потомки победивших в гражданской войне
большевиков и красноармейцев. Даже те, кто потом эту «победу»
проклял, все равно мы — наследники победителей.
Книга написана с точки зрения тех россиян, которые когда-то
проиграли гражданскую войну за будущее России. Но не перестали
горько ее любить. И надеяться на ее возрождение.
Книга не только дает другой взгляд на нашу историю. Она
возвращает в нее забытое и отвергнутое. Героев, полузабытой второй
отечественной войны — Русско-германской 1914-1918 гг. Белых,
героически бившихся, крестьян, поднимавшихся на сотни восстаний
против режима. Она возвращает нам историю нашей Церкви, наших
церквей.
Она возвращает нам тысячи имен наших людей. Эта первая в
литературе по русской истории России книга не об истории
государства, а об истории русского общества и русских. Русские для
авторов — это все граждане, населявшие Российскую империю.
Текст очень часто вызывает обиду и отторжение. Подобную той,
какую многие из нас испытывали, когда читали о своей стране мало
приятные заметки иностранцев. Но здесь писали русские. Да к тому же
еще и отчаянные русские патриоты.
Отчаянные потому, что, решив написать правду, они не могли не
обидеть всех. Духовных потомков белых — монархистов и либералов,
которые сначала допустили революцию, а потом проиграли гражданскую
войну. Людей, считающих себя демократами, — потому что их предтечи
сначала бездарно проиграли февраль 1917 г., а потом уже они сами
чуть не привели страну к окончательному развалу в 1990-х.
Разумеется, россиян, ассоциирующих себя с коммунистами. Им,
естественно, воздается больше всех. Но обидно и всем остальным.
Неприятно, когда полуоправдывают власовцев. Из-за того, что
многие из них были сознательными борцами против советской власти.
Но и тем, кто им готов сочувствовать, авторы не оставляют щелки.
«Армия Власова была обречена с самого своего создания, — пишут они,
— в случае победы Гитлер бы не потерпел ее, в случае поражения ее
не потерпел бы победитель — Сталин. Они жаждали правды после лжи
большевистской пропаганды и мира после кошмара подсоветской жизни,
но нацистская Германия дала им другую ложь вместо правды и вместо
кошмара ГУЛАГа ужас братоубийства на стороне врага».
В книге о трагической нашей истории много светлых страниц. С
уважением и радостью пишут авторы о замечательных людях страны, о
духовном подъеме, испытанном народом в годы войны. О поэтах и
конструкторах, о десятках героев, отдавших за страну жизнь не
только во время больших войн, но и в Афганистане, Чечне.
Два этих тома нужно читать всем, кто хочет быть сознательным
русским, кто хочет покончить с русской катастрофой XX века. Каждому
нужно понять главную мысль книги.
Вот какой ее увидел я. Мы — потомки миллионов белых и миллионов
красных, убитых коллективизацией и голодоморами, и
продразверсточников, продолжавших тайно верить, и рушивших церкви,
репрессированных, и их охранников и палачей, мы, сильно поредевшие
за XX век, миллионы русских, должны осознать, что своими самыми
поступками и решениями выбираем судьбу — не только собственную, но
и всей страны.
А значит, нужно отвечать за свой выбор. И что только от наших
каждодневных полезных дел или безделья, мужества, трусости зависит
то, какими будут общество и страна, как о нас напишут наши потомки
в начале следующего века — с горечью или гордостью. Или просто, как
о чем-то бывшем.
А если мы готовы отвечать за страну, мы должны завершить
проклятый для России XX век. И перестать, например, играть в
жутковатые пиаровские игры вокруг портретов Сталина — главного
символа русской трагедии. Даже если с его именем, а не просто с
матом бросались в атаку отцы и деды.
И теперь в духе русской «теории каждодневных малых дел». Книгу,
естественно, дорогую и не всем доступную, надо оцифровать и
разместить в Интернете. Чтобы миллионы русских могли узнать другую
историю своей страны, сделали бы шаг, чтобы стать народом. И,
пережив раздражение и отторжение, поблагодарить авторов за их
патриотический труд.