Будет ли новая глобальная резервная валюта угрожать доминированию доллара? Если отвечать коротко – то да.
Всё больше говорят о том, что страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) разрабатывают новую денежную единицу, которая станет конкурентом доллара как глобальной резервной валюты. В этом месяце лидеры БРИКС встретятся в ЮАР, чтобы вновь обсудить этот вопрос. Потребность в новой глобальной валюте возникла вследствие вепонизации доллара США в форме санкций и торговых войн. Многие страны стремятся к большей независимости от американской финансовой системы. Но почему доллар сегодня остаётся мировой резервной валютой?
После окончания Второй мировой войны союзники собрались в Бреттон-Вудсе и назначили американский доллар главной мировой резервной валютой. Он был привязан к золоту по цене 35 долларов за унцию. Однако в 1971 г. из-за недостаточного объёма золотых резервов США доллар превратился в не обеспеченную золотом денежную единицу. Спустя ещё несколько лет госсекретарь США Генри Киссинджер встретился с королём Саудовской Аравии Фейсалом, чтобы обсудить систему нефтедолларов. Соединённые Штаты согласились предоставить военную поддержку, а в ответ Организация стран – экспортёров нефти (ОПЕК) взяла на себя обязательства торговать нефтью на мировых рынках в американских долларах. В результате возник искусственный спрос – странам, которые покупают нефть, нужны были доллары. Таким образом и обеспечивалось доминирование американской валюты.
Однако господство доллара, возможно, подходит к концу. В 2021 г. Саудовская Аравия и Россия подписали соглашение о военном сотрудничестве. Соединённые Штаты перестали быть единственным гарантом безопасности королевства. Более того, на Всемирном экономическом форуме в Давосе в этом году министр финансов Саудовской Аравии Мохаммед Аль-Джадаан заявил, что его страна открыта для торговли в других валютах помимо доллара – такого не было почти пятьдесят лет. Стали появляться и другие признаки дедолларизации.
На саммите БРИКС в 2022 г. президент России Владимир Путин заявил, что объединение работает над созданием «международной резервной валюты». Эта тема будет в повестке 15-го саммита БРИКС в августе. Говорят, что валюта БРИКС будет обеспечена золотом – это исторический возврат к золотому стандарту, который обеспечит стабильность новой валюты.
Центробанки действительно накапливают золотые резервы. По данным Всемирного совета по золоту МВФ, за первые два месяца 2023 г. крупнейшие покупки золота совершили Сингапур (51,4 т), Турция (45,5 т), Китай (39,8 т), Россия (31,1 т) и Индия (2,8 т). Очевидно, страны БРИКС аккумулируют золото, готовясь к запуску новой валюты (отметим, кстати, что Турция подала заявку на присоединение к блоку). А пока мы видим снижение доли долларов в резервах центробанков, о чём свидетельствуют данные МВФ о структуре официальных международных резервов (IMF COFER). Государства стремятся к новой международной системе.
На протяжении десятилетий Соединённые Штаты считались глобальным гегемоном. Однако сейчас на долю БРИКС приходится 40 процентов мирового населения и 31,5 процента мирового ВВП. При этом доля G7 (США, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония и Великобритания) в мировом ВВП составляет 30,7 процента. БРИКС – это самодостаточное объединение, участники которого могут торговать друг с другом, не полагаясь на США. Возможно, это план Китая, учитывая масштабы инициативы «Пояс и путь» – крупнейшего в истории проекта по развитию инфраструктуры, который свяжет Азию и Африку, Европу и Южную Америку. Соединённые Штаты явно остались за бортом.
Хотя отношения Китая и Индии балансируют между разрядкой и антагонизмом, оба государства готовы к сотрудничеству. Так, Индия инвестирует в проекты «Пояс и путь» опосредованно, через Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Новый банк развития и Шанхайскую организацию сотрудничества. Кроме того, семь из тринадцати стран ОПЕК присоединились или подали заявки на членство в БРИКС, и все члены ОПЕК участвуют в проектах инициативы «Пояс и путь».
По мере снижения зависимости от доллара центробанки начнут демпинговые продажи долларовых резервов. Это приведёт к гиперинфляции, резкому скачку ключевых ставок, чтобы компенсировать уменьшение покупательной способности, к падению стоимости активов, дальнейшему ускорению упадка США.
Тренд дедолларизации очевиден, но его нельзя считать уникальным. Подъём и крах империй и резервных валют происходили на всём протяжении истории – от Нидерландской империи и гульдена до Британской империи и фунта стерлингов, а теперь пришёл черед США и доллара. Сдвиги в мировом порядке неизбежны, и, вполне возможно, наступит время БРИКС.