Российско-американские переговоры в формате «два плюс
два» — событие всегда примечательное. Оно и понятно — не каждый
день совещаются министры, отвечающие за военно-политическую
стратегию двух ядерных сверхдержав. Осознание значимости этого
события порождает завышенные ожидания, которые затем оборачиваются
разочарованием. Так что лучше сразу обозначить пределы
возможного.
Способны ли Россия и США добиться прорыва по разрешению
разногласий? Нет, не способны, прежде всего из-за политической
ситуации в обеих странах.
Администрация Буша — одна из самых «хромых уток» в истории. Даже
если бы она захотела увенчать свой срок историческими свершениями —
политического ресурса нет: весь мир откровенно готовится к смене
власти в Вашингтоне. Все большие сомнения вызывает и способность
США содействовать стабилизации мировых валютных и финансовых
рынков.
В Москве де-факто изменилась система власти, предстоит сложная
настройка нового механизма. Во внешнеполитической сфере действия
будут аккуратными, поскольку необходим особенно тонкий баланс между
преемственностью и инновациями. Оба российских руководителя будут
действовать с оглядкой друг на друга и на множество факторов как
внешнего, так и внутреннего характера. Это не способствует
революционным шагам, но повышает подозрительность в отношении
действий партнеров.
Задача-максимум на предстоящие месяцы — избежать открытого
конфликта. Тем более что обстановка складывается неблагоприятная.
Положение в Косово и вокруг него, повестка дня саммита НАТО в
Бухаресте, продвижение ПРО, события в постсоветских странах и даже
отчасти ситуация в Китае в свете тибетского обострения — все это
способно резко ухудшить атмосферу. В результате новые руководители
окажутся намертво «повязаны» наследием предшествующего периода.
Между Москвой и Вашингтоном множество разногласий. Однако
главная проблема не в них. На уровне общих рассуждений никто не
спорит с тем, что мы живем в глобальном мире, где все процессы
взаимосвязаны, а все страны зависят друг от друга. Однако как
только дело доходит до двусторонних отношений, про глобализацию
забывают и ведут себя так, словно окружающей реальности не
существует, а взаимные претензии самоценны.
Между тем если смотреть сквозь глобальную призму, то положение и
Америки, и России представляется иначе.
Вопрос, стоящий перед Вашингтоном,— как обеспечить лидерство в
меняющемся мире с новыми мощными центрами как экономической, так и
политической силы. Тем более что идеологическая привлекательность
США слабее, чем раньше, а институты мирового управления совместными
усилиями подорваны. У Москвы похожая проблема — закрепить
международные позиции в том же самом меняющемся мире, где успех
страны с дефицитом населения и сырьевой ориентацией экономики ничем
не гарантирован.
Пока нет признаков того, что угол зрения изменится: двусторонняя
повестка дня, основанная на взаимном противодействии, намного
привычнее. Хотя к реальному развитию мировых событий она имеет все
меньше отношения.