29.06.2023
Правовой статус частных военных компаний и национальные интересы
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Сергей Луценко

Аналитик Института экономический стратегий Отделения общественных наук Российской академии наук, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне, соавтор документа «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», соавтор документа «Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации».

Частные военные компании играют важную роль в политике, экономике, в военной отрасли и являются инструментом национальных интересов без прямого участия государства. Есть острая необходимость на законодательном уровне определить статус и особенности регулирования ЧВК.

 

Роль частных военных компаний сегодня

Попытка вооружённого мятежа, предпринятая в конце прошлой недели частной военной компанией (ЧВК) «Вагнер», завершилась так же неожиданно, как и началась: к вечеру воскресенья о ней уже почти ничего не напоминало, не считая разбитых дорог и небольших повреждений домов в местах пребывания мятежников.

Урегулировать конфликт оперативно и с минимумом потерь удалось путём переговоров с участием президента Белоруссии Александра Лукашенко, при посредничестве которого были достигнуты главные договорённости: бойцы ЧВК возвращаются в свои лагеря и смогут при желании заключить контракты с Минобороны, а основатель «Вагнера» Евгений Пригожин освобождается от уголовного преследования и уезжает в Белоруссию. По мнению депутатов Госдумы, события 23–24 июня ещё раз доказали необходимость скорейшего принятия закона, регулирующего деятельность ЧВК[1].

Возникает вопрос о правовом статусе частных военных компаний (далее – ЧВК) и регулировании их деятельности на территории Российской Федерации.

11 апреля 2012 г. во время выступления Владимира Путина с отчётом о деятельности Правительства Российской Федерации за 2011 г. был задан вопрос о том, не стоит ли создать рабочую группу, занимающуюся частными военными компаниями, которые представляют собой определённый инструмент влияния. На что Путин отметил, что ЧВК действительно являются инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства и об этом необходимо подумать.

Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что ЧВК играют всё большую роль в политике, экономике и военной сфере развитых стран мира. На сегодняшний день их общее количество составляет несколько сотен при совокупной численности сотрудников более миллиона человек. ЧВК осуществляют свою деятельность более чем в 110 странах мира. Рынок их услуг составляет сотни миллиардов долларов США и имеет тенденцию к росту. Существенное влияние на международный рынок услуг ЧВК оказывают США, Великобритания, Франция, Израиль. Очень быстрыми темпами растёт на нём присутствие китайских компаний. Основными потребителями услуг ЧВК являются транснациональные компании и государственные учреждения США, Великобритании и Франции.

Основными функциями иностранных ЧВК являются: участие в миротворческих операциях по линии международных организаций; оказание военной помощи другим странам без ввода на их территорию военнослужащих иностранных государств; защита жизни и здоровья граждан своей страны за рубежом; охрана имущества физических и юридических лиц за рубежом; организация охраны важных объектов как на территории своей страны, так и за рубежом. 

Правовая неопределённость статуса ЧВК, отсутствие механизма мониторинга за их деятельностью может повлечь ряд негативных последствий. В частности, злоупотребление сотрудниками ЧВК своими полномочиями, в том числе правом на применение оружия, что может привести к жертвам среди гражданского населения и нарушениям прав человека.  

Наиболее успешной является американская компания “Kellog, Brown and Root” – дочерняя военно-строительная компания концерна “Halliburton”. Она получила все контракты по тыловой поддержке войск США и НАТО на Балканах, самый большой контракт в Ираке (более 11 млрд долларов), который включает снабжение армии, строительство, восстановление нефтекомплекса Ирака. Аудиторские проверки выявили, что KBR обманула Пентагон на 1,8 млрд долларов.

Печальное происшествие – бойня на площади Нисур – произошло 16 сентября 2007 г. в Багдаде. Сотрудники американской ЧВК “Blackwater”, охраняя колонну автомобилей с сотрудниками государственного департамента США, открыли беспорядочную стрельбу по иракским полицейским и гражданским лицам. Жертвами стрельбы сотрудников ЧВК стали 17 человек, ещё 20 получили ранения различной степени тяжести. В результате длительных судебных процессов за совершение данного преступления троих бывших сотрудников ЧВК “Blackwater” приговорили к тридцати годам лишения свободы, одного – к пожизненному заключению[2].

 

Потребность в легализации ЧВК

В Российской Федерации частные военные организации не имеют официального статуса. Основные причины – отсутствие государственной стратегии их использования и отсутствие соответствующего законодательства. Сдерживающим фактором является и отсутствие чёткого разграничения между наёмничеством и деятельностью указанных организаций. Несмотря на это, российские коммерческие организации находят возможности осуществлять деятельность, аналогичную ЧВК, что свидетельствует о востребованности таких услуг.

Для начала рассмотрим правовую дефиницию ЧВК.

Член рабочей группы ООН Хосе Луис Гомез дель Прадо[3] определяет частные военные компании как организации, которые оказывают государственным вооружённым силам поддержку в выполнении соответствующих задач. Сюда относятся в том числе компании, которые выполняют функции вооружённых сил за рубежом, и компании, которые работают по контракту правительственного органа или под его командованием и выполняют функции, традиционно закреплённые за армией или полицией внутри страны.

В свою очередь, политолог Питер Сингер[4] отмечает, что частные военные компании есть не что иное, как ориентированные на прибыль организации, которые предоставляют профессиональные услуги, связанные с ведением войны. Это корпоративные организации, торгующие военным искусством, включая рекомендации тактики боевых действий, стратегическое планирование, сбор разведывательных данных и их обработку, оперативную поддержку, обучение войск и техническую помощь. Необходимо отметить, что определение Сингера является более адекватным с точки зрения определения категории и типа ЧВК.

Интересной представляется формулировка эксперта Рабочей группы ООН Александра Волеводза. Под частными военными компаниями предлагается понимать негосударственные организации, оказывающие на возмездной договорной основе военные услуги физическим и юридическим лицам, а также государствам. При этом под военными услугами понимаются специализированные услуги, связанные с военными действиями, включая боевые операции, стратегическое планирование, сбор информации, оперативную или логистическую поддержку, подготовку военного персонала, материально-техническое снабжение и иное[5].

Волеводз условно разделяет ЧВК на три типа. Первый – компании военных услуг (militaryprovider company). Они предоставляют клиентам тактическую поддержку в ходе боевых действий, в том числе непосредственное участие в боевых операциях. Второй – консалтинговые компании (military consulting company). Занимаются оказанием консультационных услуг по вопросам стратегического планирования, реформирования вооружённых сил, непосредственно содействуют в тренировках армейских подразделений, обучении работе с новыми типами вооружений. Третий – логистические компании (military support company). Сферой их деятельности является тыловое обеспечение войск и строительство военных объектов, включая компании, обслуживающие армейские компьютерные системы или новые сложные системы вооружений.

Другими словами, ЧВК – это негосударственные коммерческие организации, оказывающие специализированные военные услуги, непосредственно связанные с ведением боевых действий, сторонам вооружённого конфликта, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и имеющие лицензию на оказание военных услуг.

Как показывает мировая практика, задействование частных военных компаний вошло в широкую практику, поскольку способно изменить способ ведения или даже предотвратить вооружённые конфликты малой интенсивности. Кроме того, в случае использования потенциала ЧВК увеличивается возможность ООН в мирном разрешении военных конфликтов. Наличие ЧВК позволяет не вмешиваться от имени страны в дела иностранных суверенных государств – это касается таких чувствительных сфер, как военное строительство и военно-техническое сотрудничество. ЧВК также могут способствовать трудоустройству бывших военнослужащих, которые прошли через локальные войны на территории СНГ и Российской Федерации.

Создание ЧВК означает создание рынка военных услуг, расширение системы экспорта российской продукции военного назначения, имущества и снаряжения и создание выгодных экономических условий иностранным юридическим лицам для вложения средств в их приобретение. После передачи (по решению правительства РФ) частным военным компаниям такой продукции ЧВК вполне могут реализовывать её иностранным юридическим лицам в иностранных государствах.

На деятельность ЧВК должно быть предусмотрено внебюджетное финансирование. Источниками финансовой деятельности частных военных компаний являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов), добровольные имущественные взносы и пожертвования, выручка от реализации российской продукции военного назначения, имущества и снаряжения, выполненных работ и оказания иных военных услуг в иностранных государствах[6].

С учётом международной обстановки ЧВК также могли бы использоваться в операциях по противодействию наркотрафику, организованной преступности и в мероприятиях по восстановлению общественного и конституционного порядка.

Исходя из опыта других государства, основными видами услуг ЧВК могут быть:

  • охрана объектов различного назначения;
  • разминирование территории, зданий, сооружений;
  • обслуживание и ремонт боевой техники;
  • обучение личного состава вооружённых сил, полиции и иных сил безопасности государства территориальной юрисдикции;
  • услуги военного консалтинга и другое.[7]

Функцией лицензирования и контроля за деятельностью ЧВК целесообразно наделить Федеральную службу безопасности. Этой службе должны быть предоставлены полномочия регистрации деятельности ЧВК и отслеживания их деятельности как на территории Российской Федерации, так и за её пределами. Также ФСБ должно быть поручено создание и ведение единой базы данных, в которую будут загружаться номера лицензий, выданных ЧВК, а также информация о ведении деятельности ЧВК. Речь идёт о полной подконтрольности института ЧВК.

Субъекты ЧВК являются работниками по трудовому договору, профессионально подготовленными для оказания соответствующих услуг. При необходимости подготовка и переподготовка работников должна осуществляться на собственной учебной базе и на объектах, предоставляемых Министерством обороны Российской Федерации на договорной основе; определение количества работников ЧВК и их специальности зависят от объёмов и специфики решаемых ими задач, а также в привязке к Военной доктрине РФ.

Отдельно необходимо предусмотреть положение об обязательном страховании на случай гибели, получения увечья или иного причинения ущерба здоровью, похищения и требований о выкупе в связи с выполнением и оказанием ими военно-охранных работ услуг, в том числе на территории иностранного государства, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль и надзор за деятельностью ЧВК нужно осуществлять в соответствии с законодательством государства регистрации и государства территориальной юрисдикции и соответствующими международными соглашениями и договорами.

С целью мотивации деятельности ЧВК в национальных интересах со стороны государства должна оказываться поддержка деятельности частных военных компаний. В частности, нужно гарантировать защиту интересов ЧВК, экспортирующих российскую продукцию военного назначения, имущество и снаряжение в иностранные государства.

Кстати, Российская Федерация была активным участником в процедуре разработки и продвижения проекта Конвенции о частных военных и охранных компаниях, подготовленной в рамках Рабочей группы ООН по вопросу об использовании наёмников как средстве нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение. Целью этого документа является установление международных стандартов для регулирования деятельности таких предприятий, их персонала и создании международного надзорного механизма. В проекте Конвенции указано, что именно государства несут ответственность за выполнение своих обязательств по международному праву и обязаны принимать надлежащие меры по недопущению незаконных действий ЧВК и их персонала, расследованию подобных действий и наказанию за них[8].

В сентябре 2008 г. правительственными экспертами из 17 стран мира принят пакет рекомендаций (Документ Монтрё[9]), направленных на правовое регулирование деятельности ЧВК, экспортирующих свои услуги за границу. Обязанность по обеспечению норм международного права возложена на государства.

Документ Монтрё является составляющим элементом мягкого права (носит рекомендательный характер). Данный документ призван напомнить государствам и ЧВК о существующих международно-правовых обязательствах в области международного гуманитарного права и о правах человека.

В пунктах 24 и 25 пункта «Е» части первой Документа Монтрё говорится, что статус сотрудника определяется международным гуманитарным правом в каждом конкретном случае. В случаях же, когда сотрудники ЧВК рассматриваются как гражданские лица, они могут быть объектом нападения только в момент непосредственного участия в боевых действиях.

Как отмечает член Российской ассоциации международного права Эмиль Сайфуллин[10], несмотря на схожесть родовых признаков (иностранный элемент, финансовая заинтересованность) и возникающие сложности при определении статуса наёмника, иностранного добровольца и сотрудника ЧВК, между данными субъектами необходимо провести разграничения:

1) разграничение по международно-правовой легальности – в случае соблюдения установленных требований международного гуманитарного права иностранные добровольцы и сотрудники ЧВК законно присутствуют в зоне вооружённого конфликта;

2) разграничение по руководящему мотиву участия в вооружённом конфликте: у сотрудников ЧВК и наёмников – это мотив корысти, у иностранных добровольцев – идеологические, политические, религиозные и иные мотивы внутреннего убеждения;

3) согласно нормам международного права статусом комбатанта, то есть лица, имеющего право на непосредственное участие в боевых действиях, могут обладать только иностранные добровольцы при условии соблюдения ими всех необходимых критериев (в частности – некорыстная мотивация, включение в состав вооружённых сил стороны, наличие определённых, видимых издали знаков различия, открытое ношение оружия, отличие себя от гражданского населения, соблюдение в своих действиях законов и обычаев войны);

4) отсутствие либо неопределённость специальной международно-правовой нормы, регулирующей статус наёмника, иностранного добровольца и сотрудника ЧВК, не освобождает лицо, группу лиц, юридическое лицо или государство от ответственности за нарушение общепризнанных принципов и норм международного права.

В России существует острая необходимость на законодательном уровне определить статус и особенности регулирования ЧВК для исключения возможных негативных последствий в будущем, причём сделать это нужно с учётом обеспечения интересов как России, так и интересов государств – участников СНГ. Полагаем некорректным осуществление подобных организаций исключительно в коммерческих целях.

Уроки мятежа ЧВК «Вагнер»
Даян Джаятиллека
Изменения, на которые придётся пойти России, не должны определяться субъективной революционной идеологией, хотя по своей сути, объективно, они должны стать именно революционными.
Подробнее
Сноски

[1] Разоружённый мятеж // Коммерсант. 26.06.2023 URL: https://www.kommersant.ru/doc/6068095 (дата обращения: 28.06.2023).

[2] Devereaux R. Blackwater guards lose bid to appeal charges in Iraqi civilian shooting case // The Guardian. 5.07.2012. URL: https://www.theguardian.com/world/2012/jun/05/blackwater-guards-lose-appeal-iraq-shooting (дата обращения: 28.06.2023).

[3] Доклад Рабочей группы по использованию наёмников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение от 09.01.2008 // URL:  https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G08/100/77/PDF/G0810077.pdf?OpenElement (дата обращения: 28.06.2023).

[4] Singer P. Corporate Warriors. The Rise of the Privatized Military Industry and Its Ramification for International Security // International Security. Vol. 26. Winter 2001/02. P. 186-220.

[5] Волеводз А.Г. О международных инициативах в сфере правового регулирования деятельности частных военных и охранных компаний // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. № 1. С. 12–17.

[6] Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний» от 24.04.2012 // СПС «Консультант Плюс».

[7] Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О частной военно-охранной деятельности» от 14.12.2015 // СПС «Консультант Плюс».

[8] Использование наёмников как средство нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение // ООН. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/493/94/PDF/N1049394.pdf?OpenElement (дата обращения: 28.06.2023).

[9] Письмо Постоянного представителя Швейцарии при Организации Объединенных Наций от 2 октября 2008 г. на имя Генерального секретаря // ООН. URL: https://www.icrc.org/rus/assets/files/other/montreau.pdf (дата обращения: 28.06.2023).

[10] Сайфуллин Э.К. Дифференциация международно-правовых статусов наемника, иностранного добровольца и сотрудника частной военной и охранной компании // Журнал российского права. 2022. № 10. С. 127–142.

Нажмите, чтобы узнать больше