09.09.2020
Что на самом деле нужно России в Республике Беларусь
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Майкл Карпентер

Управляющий директор Центра Байдена по дипломатии и глобальному вовлечению в Университете Пенсильвании.

Владимир Кобец

Белорусский политический эксперт, исполнительный директор и сооснователь iSANS (Международная сеть стратегического действия за безопасность).

И почему западные лидеры должны действовать

Показательная и говорящая сама за себя статья из Foreign Affairs, но прежде всего –  она интересна тем, что один из авторов – ближайший советник Джозефа Байдена по внешней политике, который займёт одну из ключевых позиций в этой сфере в случае победы Байдена на президентских выборах.

Народные протесты против авторитарного режима Александра Лукашенко в Республике Беларусь заставили западных лидеров обеспокоиться возможной реакцией России. При этом силовое вмешательство не показалось бы чем-то несвойственным для российского президента Владимира Путина, который в эфире государственного телевидения заявил, что Лукашенко попросил его держать ОМОН наготове на случай, если ситуация выйдет из-под контроля. Однако почти нет сомнений, что такой курс действий не отвечает интересам обеих стран. Москва вторглась на территорию Грузии и Украины и оккупировала их, чтобы не дать этим странам совершить геополитический разворот на Запад. Но таким образом неоимпериалисты Кремля только укрепили неприязнь к российской оккупации и повысили народную поддержку евроатлантической интеграции – особенно среди молодых грузин и украинцев. К Москве с опозданием приходит осознание, что никакая пропаганда не сможет переломить эти тенденции.

Поэтому у Путина есть другой план в отношении Республики Беларусь. Вместо того чтобы задействовать «зеленых человечков» для оккупации белорусской территории, Москва стремится к тому, что мы называем «мягкой аннексией». Стратегия заключается в том, чтобы «варить лягушку» постепенно, начиная с экономической интеграции и единой валюты, затем переходя к политической интеграции через общую внешнюю и оборонную политику и заканчивая созданием полноценного Союзного государства, что означало бы фактическое вхождение в состав России.

В течение последних нескольких лет Путин настаивал на том, чтобы Лукашенко подчинился этому плану, при этом делая упор на его экономическую составляющую. Россия долгое время предоставляла Минску крупные субсидии на экспорт нефтепродуктов и реэкспорт нефти; Путин удерживал их в надежде заставить белорусскую экономику подчиниться. Помимо прочего, он ввёл ограничения на экспорт белорусской сельхозпродукции в Россию. Сейчас, прикрываясь нынешним политическим кризисом, Москва направляет целые самолёты политтехнологов, а также тайных агентов, специалистов в области кибербезопасности, медиаконсультантов, разнообразных пропагандистов и советников по вопросам безопасности. Это скорее «маленькие серые человечки», чем «маленькие зелёные», и их профессия – ведение политической войны. Первоочередной задачей этой армии экспертов является создание фундамента для мягкой аннексии.

Сами с усами: происходящее в Белоруссии вызвано внутренними причинами, а не внешними
Фёдор Лукьянов
Выборы в Белоруссии продолжают серию перемен на территории бывшего СССР, начавшуюся два с лишним года назад сменой власти в Армении. Нулевые годы прошли под знаком «цветных революций», отложенным финалом которых стал конфликт на Украине в 2014-м, и встряски второй половины десятых многие склонны трактовать как новую версию тех потрясений. Тем более что по проявлениям они похожи. Однако нынешняя фаза изменений имеет другое содержание.
Подробнее

Для достижения этой цели Кремлю нужно сохранить Лукашенко у власти – по крайней мере, пока. Советники, направленные Федеральной службой безопасности России, советуют белорусскому лидеру обескровить протестное движение путём сочетания массовых репрессий и конкретных угроз в адрес лидеров оппозиции – таких, например, как угрозы, что их детей заберут и отправят в детские дома. Опираясь на хорошо проверенный Москвой сценарий разжигания гражданского конфликта в других странах, российские политтехнологи приступили к попыткам углубить раскол внутри протестного движения: между восточными и западными белорусами, рабочими и интеллигенцией, католиками и православными христианами. Российские телеведущие прилетели из Москвы, чтобы убедить белорусов, что их национальное пробуждение – не что иное, как иностранный заговор, а его лидеры – иностранные агенты.

Пока белорусы на это не покупаются. Лукашенко оттолкнул от себя простых граждан, назвав протестующих «крысами» и появившись рядом со своим сыном-подростком в бронежилете, неуклюже держащим винтовку. С трудом верится, что именно так выглядит образ «человека из народа». Его легитимность подорвана – закрытые опросы, проведённые неправительственной организацией, показывают, что поддержка Лукашенко составляет менее десяти процентов, и Кремль, похоже, это осознаёт. Поэтому, пока Лукашенко занимается запугиванием лидеров оппозиции, кремлёвские «серые человечки» спокойно берут под свой контроль белорусские силовые структуры, такие как КГБ, МВД и вооружённые силы.

В конце августа появились сообщения о том, что Лукашенко встретился в своей резиденции с высокопоставленным кремлёвским чиновником. Вскоре после этого Путин заявил СМИ, что Лукашенко «готов рассмотреть возможность конституционной реформы, принятия новой конституции и организации новых выборов – как парламентских, так и президентских – на основе этой новой конституции». Словно по команде, Лукашенко заявил белорусскому государственному информационному агентству, что готов к диалогу со студенческими и профсоюзными организациями по поводу новых конституционных поправок. Однако подчеркнул, что никогда не вступит в диалог с лидерами протестного движения, заявив: «Я не говорю о бунтующих бандитах, которые ходят по улицам и кричат, что хотят диалога. Не хотят они никакого диалога».

Параллельный посыл Москвы и Минска ясен: грядут конституционные изменения и новые выборы, но на условиях России. Предлагаемые конституционные изменения проложат путь к большей экономической интеграции, но они, скорее всего, будут «упакованы» как ослабление диктатуры Лукашенко. Расширение роли парламента, например, якобы даст власть народу, но на практике позволит поддерживаемым Кремлём марионеточным партиям оказывать большее влияние. Такие партии будут жизненно важны для Москвы, если будущий белорусский лидер окажется более независим, чем Лукашенко. Подобным образом обещание новых выборов может показаться уступкой протестному движению, но для Москвы означает выиграть время для проверки дружественных Кремлю кандидатов, чтобы выставить свою кандидатуру.

Прежде чем они смогут реализовать свои планы, Лукашенко и Путин должны сгладить последствия нынешнего кризиса. Лукашенко, скорее всего, ужесточит репрессии против лидеров протестного движения в ближайшие недели, а специалисты ФСБ будут помогать ему за кулисами. В то же время можно ожидать, что его режим начнёт «диалог» с видными белорусскими деятелями: не лидерами протестного движения, а высокопоставленными политиками, на которых можно рассчитывать в продвижении прочных отношений с Кремлём.

Лидеры Европейского союза, Соединённых Штатов и других западных демократий не должны попадаться в ловушку легитимации инсценированного диалога по такому сценарию. Они также не должны пойти на поводу у Кремля, выстраивая с ним диалог о ситуации в Республике Беларусь, игнорируя интересы лидеров протеста страны. Наоборот, они должны следовать максиме «Ничего о Беларуси без [подлинных представителей] Беларуси за столом переговоров»

В действительности западные демократии должны оказывать энергичную поддержку национальному гражданскому пробуждению. Сегодняшнее протестное движение породило новое сознание, которое одновременно мобилизует и объединяет белорусов. Подобно польскому движению солидарности, зародившемуся сорок лет назад на судостроительных верфях Гданьска, это сознание объединяет рабочих и интеллигенцию, городских и сельских жителей – и даже, в сегодняшней Беларуси, технологически подкованную молодёжь и «бабушек». Примечательно также, что движение привлекло и некоторых представителей правящей номенклатуры.

Западные лидеры должны поддержать и укрепить это движение, полностью приняв его лидеров и их требования: новые выборы после мирного демократического перехода, немедленное прекращение террора и репрессий, снятие ограничений на средства массовой информации и освобождение политических заключенных. Белорусские граждане должны понимать, что именно они формируют своё будущее и Запад поддержит их суверенное право иметь голос в делах своей страны.

Западные государства не могут и не должны вмешиваться во внутренние дела страны. Но в их распоряжении есть и другие инструменты, которые помогут определить исход нынешнего кризиса.

Они могут наложить санкции на инициаторов репрессий, запретив им въезд в западные страны и заморозив активы в западных юрисдикциях. Могут разработать план экономического восстановления, который будет представлен на рассмотрение в случае успешного демократического перехода.

Слишком много западных политиков сейчас парализовано ожиданием того, что Россия вторгнется в соседнюю страну или использует репрессивные средства, чтобы удержать Лукашенко у власти. Безусловно, Кремль не будет уклоняться от использования своих скрытых рычагов для достижения мягкой аннексии. Но она столкнется с ожесточенным сопротивлением со стороны белорусского общества. В этой ситуации западные демократии не могут проявлять пассивность или, что ещё хуже, поддерживать контролируемый Россией переход. Для белорусов такое молчаливое согласие было бы равносильно жестокому предательству их надежд, замене нынешнего диктаторского режима столь же жестокой диктатурой Кремля. Западные лидеры должны оказывать всемерную поддержку белорусскому демократическому движению и его лидеру Светлане Тихановской, а также создавать стимулы для действующих лиц на местах, ожидающих, какой оборот примет ситуация в будущем. Решение это столь очевидно, что должно быть принято без колебаний.

Перевод: Елизавета Демченко

Foreign Affairs

Опять всё заново: путь в Минск пролегает через Москву
Григорий Иоффе
Любопытная заметка нашего частого автора о ситуации вокруг Белоруссии. Ликбез для американского читателя от американского же наблюдателя с хорошим пониманием ситуации на месте.
Подробнее