23.04.2020
БРИКС и пандемия соперничества
Доклады
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Тимофей Бордачёв

Кандидат политических наук, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ «Высшая школа экономики», программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Аффилиация

SPIN РИНЦ: 6872-5326
ORCID: 0000-0003-3267-0335
ResearcherID: E-9365-2014
Scopus AuthorID: 56322540000

Контакты

Тел.: +7(495) 772-9590 *22186
E-mail: [email protected]
Адрес: Россия, 119017, Москва, ул. Малая Ордынка, 17, оф. 427

Виктория Панова

Научный руководитель Экспертного совета по подготовке и обеспечению председательства РФ в объединении БРИКС, управляющий директор Национального комитета по исследованию БРИКС, проректор по международным отношениям Дальневосточного федерального университета.

Аффилиация

SPIN-RSCI: 9610-3245
ORCID: 0000-0002-1988-6476

Контакты

Tel: +7 (423) 265 22 32

E-mail: [email protected]

[email protected]

Дмитрий Суслов

Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ «Высшая школа экономики».

Доклад Валдайского клуба
Загрузить PDF

Несмотря на скептические оценки, прежде всего на Западе, и заявления о том, что пятёрку БРИКС якобы ничего не объединяет и между её членами якобы нет ничего общего, объединение существует уже более десяти лет и все страны-участники видят своё участие в организации полезным и приоритетным – вне зависимости от внутриполитических изменений и ротации приходящих к власти элит. Сможет ли БРИКС стать институтом глобального управления и что ей для этого нужно делать? Об этом пишут авторы нового Валдайского доклада.

«Осыпание» прежнего порядка естественным образом порождает попытки создавать новые институты – если не глобального управления, то координации действий отдельных стран по наиболее важным для реализации их национальных интересов вопросам.

Страны БРИКС заинтересованы в подобной координации – с целью укрепления позиций каждого участника «пятёрки», ради собственной устойчивости в условиях усиливающегося хаоса, а также усиления голоса развивающихся стран в целом. Главная проблема подобных объединений на теоретическом и практическом уровнях – это цели, возможности участников и степень их реального влияния на развитие мировой политики и экономики.

За более чем 10 лет своего существования БРИКС пережила серьёзную эволюцию. Если изначально она возникла как объединение крупнейших развивающихся экономик, то с присоединением в 2011 году ЮАР, находящейся на 25-м месте по объёму ВВП (по ППС), подобное позиционирование потеряло смысл. При этом объединение стало куда более представительным и географически глобальным.

БРИКС превращается в важный институт глобального управления, даже если создававшие его страны изначально не ставили такой задачи. Одним из главных её приоритетов в ближайшие годы должно стать развитие сотрудничества со странами в рамках форматов БРИКС+ и расширенного партнёрства.

БРИКС+ стоит выйти на постоянный диалог с теми странами, которые в наибольшей степени привержены цели формирования полицентричного миропорядка, проводят независимую политику и полезны в решении конкретных проблем как глобального, так и регионального уровня. Прежде всего это незападные участники «Большой двадцатки» (Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Южная Корея, Мексика, Аргентина). Однако ограничиваться лишь этими странами не следует: БРИКС максимально открыта партнёрству в рамках продвижения идей и реализации задач всеобщего благополучия. До тех пор, пока полноценное расширение БРИКС нецелесообразно, нужно нала- дить постоянный диалог с незападными странами, разделяющими стратеги- ческие взгляды «пятёрки».

Подробнее о том, как может развиваться БРИКС, становясь центром глобального управления, читайте в Валдайском докладе. 

Клуб «Валдай»