19.05.2021
Арктическая политика России: международные аспекты
Доклады
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Дарья Боклан

Доктор юридических наук, профессор, заместитель руководителя Департамента международного права и заведующий Научно-учебной лабораторией исследований в области защиты государственных интересов в условиях экономических санкций факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Василий Кашин

Кандидат политических наук, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Аффилиация

SPIN РИНЦ: 3480-3664
ORCID: 0000-0001-9283-4528
Researcher ID: A-9102-2017

Контакты
Анастасия Лихачёва

Кандидат политических наук, заместитель декана по науке факультета мировой экономики и мировой политики, директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Аффилиация

SPIN РИНЦ: 5555-1336
ORCID: 0000-0001-6673-3096
ResearcherID: J-9043-2015
Scopus AuthorID: 57205251880

Контакты

Тел.: +7(495) 772-9590 *22156
E-mail: [email protected]
Адрес: Адрес: Россия, 119017, Москва, ул. Малая Ордынка, 17, оф. 427

Игорь Макаров

Руководитель Департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Илья Степанов

Младший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ.

Дмитрий Суслов

Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Сергей Караганов

Учёный-международник, почётный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, председатель редакционного совета журнала «Россия в глобальной политике». Декан, научный руководитель Факультета мировой политики и экономики НИУ ВШЭ.

Доклад НИУ ВШЭ
Загрузить PDF

Одним из первоочередных приоритетов России в Арктике и задачей российской повестки дня международного сотрудничества в регионе, в том числе в рамках Арктического совета, представляется сохранение, несмотря на таяние арктических льдов, международно-правового режима, предусмотренного ст. 234 Конвенции ООН.

Значение Арктики определяется её богатством природными ресурсами и географическим положением: через неё пролегает самый короткий морской маршрут из Азии в Европу. Однако из-за сурового климата арктический регион долгое время оставался на периферии развития мировой экономики. Теперь же глобальное изменение климата вносит принципиальные изменения в процессы международного сотрудничества в Арктике и её развития. Арктика «открывается» и потому стремительно занимает всё более важное место в международной повестке дня. Из-за потепления рост доступности природных ресурсов и транспортных маршрутов подпитывает интерес к региону со стороны международного сообщества.

В условиях конфронтации США с Россией и Китаем открывающийся арктический регион превращается в ещё одну арену интенсивного соперничества великих держав, что осложняет международное сотрудничество по развитию Арктики, реализацию проектов по развитию региона и ведёт к его дальнейшей милитаризации.

В результате изменений климата стремительно возрастают экологические риски в Арктике: происходит протаивание вечной мерзлоты, что создаёт колоссальные угрозы для инфраструктуры, повышается риск техногенных катастроф, происходит береговая эрозия, учащаются наводнения, повышаются угрозы жизни для коренного населения и многое другое. С точки зрения же международных отношений «открытие» Арктики ото льда ведёт как минимум к трем весьма неблагоприятным и опасным для России последствиям.

Во-первых, «открытие» Арктики ото льда привлекает в регион неарктические страны, которые начинают претендовать не только на участие в экономических и транспортных проектах, но и на определённую роль в управлении регионом. Всё чаще звучит требование отменить существующую сегодня систему, в соответствии с которой управление Арктикой осуществляется арктическими странами. Это обостряет международную конкуренцию в регионе, а также качественно повышает экологические риски: в случае если Арктика станет «достоянием всего человечества», когда любая страна сможет действовать по своему усмотрению, последние возрастут на порядок.

Во-вторых, «открытие» Арктики ото льда приводит к тому, что она перестает играть роль естественного буфера между великими державами. В результате в этот регион перетекает общее соперничество США с Россией и Китаем, усиливается милитаризация региона. В 2019, 2020 и 2021 гг. США опубликовали три военные арктические стратегии (Министерства обороны, Департамента военно-воздушных сил и Департамента сухопутных войск соответственно), в которых регион был объявлен одним из самых преференциальных для наращивания американского военного присутствия. Эта милитаризация и в целом распространение на регион конфронтационной повестки дня не может не угрожать экономическому развитию российской Арктики и международному сотрудничеству по стимулированию этого развития.

В-третьих, «открытие» Арктики ото льда создает угрозу нынешнему международно-правовому режиму судоходства в регионе, закрепляющему исключительные права арктических стран, что, в свою очередь, ведёт к ещё большему усилению военнополитических и экологических угроз безопасности. Этот режим предусматривается ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 г. «О покрытых льдом районах», которая даёт право прибрежным государствам осуществлять недискриминационный контроль за судоходством в покрытых льдом районах в пределах исключительной экономической зоны (200 морских миль) в целях защиты окружающей среды. Страны-участницы, включая Россию, этим пользуются, и в силу стратегического значения Арктики для безопасности и экономического развития страны Москва рассматривает сохранение своего контроля над судоходством вдоль своих арктических территорий, включая Северный морской путь (СМП) как вопрос национальной безопасности. Таяние же льдов сегодня приводит к подмене понятий: вместо наращивания и объединения усилий по защите Арктики как всё более климатически уязвимого региона мира США и ряд других стран настаивают на «усреднении» правового статуса Арктики – что прямо противоположно происходящим в ней климатическим процессам.

Доклад полностью читайте в формате pdf. Руководитель авторского коллектива – Сергей Караганов.

Поворот к природе: новая экологическая политика России в условиях зелёной трансформации мировой экономики и политики
Игорь Макаров, Дмитрий Суслов, Илья Степанов, Дарья Серова, Сергей Караганов
Сохранение и сбережение природы должно стать важной составляющей российской национальной идеи, её миссии для себя и для мира, важным элементом российской международной идентичности, а международное сотрудничество по охране природы – позитивным вкладом России в развитие мира, слагаемым её международной привлекательности и авторитета.
Подробнее