28 февраля в лондонской «Тейт Модерн» открывается двухдневная конференция «В поиске нового лица — Современное искусство России в эпоху глобализации»
Анонсы
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку

В пятницу в знаменитой лондонской «Тейт Модерн», одном из самых
авторитетных в мире музеев современного искусства, открывается
двухдневная конференция «В поиске нового лица — Современное
искусство России в эпоху глобализации».

Обложка выпущенного к конференции буклета выглядит почти
провокационно — на грязном мокром снегу Красной площади, на
фоне неизбежного cобора Василия Блаженного стоят, сжав кулаки и
дрожа от холода, трое раздетых до трусов суровых неулыбчивых
мужчин — инсталляция-хэппеннинг «Новые юродивые» российских
художников Вячеслава Мизина, Александра Шабурова и Константина
Скотникова.

Москвич Мизин и екатиринбуржец Шабуров — в числе участников
конференции, и на субботний вечер, в заключение работы конференции,
запланирован их, видимо, такой же провокационный перформанс в одной
из галерей лондонского Ист-Энда.

Невостребованность искусства?

Под хулиганской обложкой кроются, однако, серьезные вопросы,
которые организаторы конференции вынесли на обсуждение. Как
меняется российская художественная практика в процессе
глобализации? Почему российское искусство остается практически
невостребованным на Западе? В каких условиях работают художники в
России? Каково будущее русского современного искусства?

Накануне начала конференции я поговорил с одним из ее
организаторов — Наной Жвитиашвили. Последний год она живет в
Лондоне, но по-прежнему остается сотрудником Русского музея в
Петербурге. Невостребованность современного российского искусства
стала уже общим местом. Почему же так происходит?

«К сожалению, это исторически сложившаяся ситуация — ведь
очень долго мы были изолированы от западного мира и представляли
для Запада в каком-то смысле очень важную фигуру «другого», если
пользоваться терминологией французских философов. С потерей
коммунистического проекта мы потеряли важность этой позиции, и
сейчас очень важно понять, что мы можем предложить на международный
художественный рынок», — говорит Нана Жвитиашвили.

За что боремся?

В числе участников конференции, помимо самих художников, —
известные фигуры из художественной жизни России: писатель Виктор
Ерофеев, поэт и художник Дмитрий Пригов, театральный режиссер
Андрей Могучий, композитор и музыкальный критик Борис Филановский,
искусствоведы Борис Гройс, Александр Боровский и Екатерина Деготь и
администраторы — от государственного Центра по экономическим
реформам Павел Кузнецов и негосударственного питерского инстиута
Pro Arte Елена Коловская. Отразить разнообразие как форм искусств,
так и способов их существования, и пытались организаторы, пригласив
столь представительный и разнообразный состав.

Чего же может добиться конференция, каков ее оптимальный
результат?

«Может быть, это звучит несколько формально, но активизировать
российско-британские культурные связи не на представительском
уровне, а на на уровне персоналий и конкретных институций. И, если
из этой конференции возникнет несколько совместных проектов, будет
уже здорово», — говорит Нана Жвитиашвили.

«Конечно же, мы хотим и заполнить лакуну знаний о современной
художественной ситуации в России. Россия очень активно встраивается
в европейский художественный процесс — совсем недавно было
принято решение о создании в России «Биеннале» такого же уровня,
как, скажем, «Документа» в Касселе или венецианская «Биеннале.
Поэтому мне кажется, что это очень важный проект, тем более что
Англия пока явно недостаточно присутствует в числе художественных
партнеров России».


Русская служба BBC