Гельмут Шмидт прочёл лекцию в Москве по приглашению Совета по внешней оборонной политике и журнала «Россия в глобальной политике»
Итоги
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку

Гельмут Шмидт — имя многими подзабытое, но в международной политике очень весомое. Канцлер Германии (1974-1982), автор идеи «большой восьмерки», человек, стоявший у истоков СБСЕ и ОБСЕ, Евросоюза, политик поколения Киссинджера, Тэтчер, Миттерана, — тех, кто делал мировую политику в предшествующее глобальным изменениям конца XX века десятилетие. Гельмут Шмидт до сих пор активно участвует в международном политическом процессе, несмотря на свое 85-летие, и к его мнению прислушиваются во всем мире.

 

Что происходит в мире сейчас?

На данный момент в мире существуют три силы глобального значения: США, Китай и Россия. Страны Латинской Америки страдают от слабой экономики, быстро растущего населения, малоэффективных и коррумпированных правительств, и поэтому не могут принимать сколько-нибудь значимого участия в мировой политике. То же самое касается Африки, однако здесь к вышеперечисленным проблемам добавляется фактор голода, эпидемии и постоянные локальные войны. Всё это опустошает Черный континент. Но ни Латинская Америка, ни Африка не представляют какой-либо глобальной угрозы мировой стабильности.

Ситуация в Европе, за исключением Балканского полуострова, стабильная и спокойная. Интеграция под крышей «европейского дома» медленно, но верно продолжается.

Что же касается Азии, то здесь мы наблюдаем колоссальный экономический прогресс — в Китае, Индии, в «маленьких тиграх» — Сингапуре, Гонконге, Тайване и Южной Корее. Но ситуация осложняется тем, что в Азии есть ядерное оружие, причем у стран, не отличающихся высокой политической стабильностью — у Израиля, Индии и Пакистана. И пока неизвестно, есть ли ядерное оружие у Северной Кореи и Ирана…

Но самую большую опасность для мировой политической стабильности представляет ситуация на Среднем Востоке. Несмотря на то, что война против Саддама была быстро выиграна, никакой разрядки напряженности в регионе нет и не предвидится. Арабо-израильский конфликт, несмотря на все «дорожные карты», продолжается и грозит в ближайшее время перерасти в открытое военное противостояние.

Израиль опирается на поддержку Соединенных Штатов, которые, в свою очередь, связаны дружественными отношениями с Саудовской Аравией, Египтом и некоторыми другими арабскими государствами. Америка располагает военными, технологическими и финансовыми рычагами давления на участников конфликта. Однако американская политика на Ближнем Востоке не отличается последовательностью и твердостью.

За последние десятилетия мы явились свидетелями проникновения терроризма в самые благополучные регионы. Он оставил кровавый след практически во всем мире — от Нью-Йорка и Вашингтона до Ближнего Востока, от Страны Басков в Испании до Ирландии, от Индии до Африки, от Чечни до Балканского полуострова. У каждой террористической организации свои мотивы и методы, собственная структура. Поэтому способы и средства борьбы с ними тоже зависят от конкретных обстоятельств.

Чтобы победить террор, недостаточно одной раз и навсегда разработанной стратегии, в том числе и военной. Например, если военная операция против «Аль-Каиды» была целесообразна в Афганистане, это не значит, что такая же операция нужна на территории другого государства, если в нем обнаружится деятельность «Аль-Каиды».

За пределами США лишь немногие поверили в существование «оси зла» — поскольку страны, «зачисленные» в нее, не имеют между собой ничего общего. А для США сейчас самое важное — закрепить свои территориально-административные притязания в Ираке и Афганистане…

Что точно будет происходить в мире?

Объединенная Европа и Россия приложат совместные усилия, чтобы избежать «столкновения цивилизаций» — с исламом. В первую очередь потому, что миллионы мусульман проживают в Европе и России.

1/5 населения мира — мусульмане, они гораздо более усердны в вере, нежели так называемые христиане, и их число растет. Совершенно точно, что Европа с Россией должны не допустить столкновения, так как результат такого развития событий будет ужасающим для всех сторон.

Население Земли растет в прогрессии. В начале XX века население планеты составляло полтора миллиарда человек, сегодня — более шести, а спустя несколько десятилетий достигнет уровня 9 миллиардов. Уже сейчас на человека приходится лишь четверть того пространства, которым он располагал 100 лет назад. Этот показатель будет сокращаться и далее, а растущая плотность населения в странах третьего мира еще более усложнит задачу по поддержанию там порядка, законности и мира.

Во-вторых, продолжится глобальное потепление. Повышение уровня воды в океанах приведет в движение миллионы людей, живущих сегодня лишь на несколько футов выше уровня моря.

Нетрудно предположить, что демографический взрыв в сочетании с климатическими изменениями и сокращением жизненного пространства на Земле станет причиной новых внутренних и межгосударственных конфликтов в Африке, Азии и, возможно, Латинской Америке. Все вышеперечисленное приведет к колоссальной нежелательной миграции в страны Европы и Россию, и только объединенными усилиями мы можем помешать этому процессу.

Также не представляет сомнения тот факт, что глобализация финансовых рынков уже необратима. Глобализация охватывает всё больше частных предприятий и корпораций, занятых в банковском деле, сфере информации, производстве и торговле. Но при этом она способствуют распространению по всему миру идеологии безжалостного и алчного капитализма, что вызвало недовольство антиглобалистов и международных неправительственных организаций. Беда, однако, в том, что, во многом справедливо критикуя сложившуюся ситуацию, неправительственные организации не предлагают эффективных мер ее исправления.

Евросоюз с введением единой валюты евро сделал один шаг к исправлению ситуации, но это отнюдь не дает нам надежды, что другие шаги будут предприняты.

Одновременно на наших глазах произошел целый ряд качественных скачков. Во-первых, спутники, компьютеры, телевидение и Интернет привели к глобализации информации (и дезинформации). Во-вторых, глобализировались практически все технологии: новейшие научные и технологические ноу-хау доступны практически в любой части света, что привело к возможности очень быстрого создания принципиально новых видов вооружения.

Особенно сильно в этом преуспели США. И теперь Европе, России и всем остальным необходимо предпринимать очень большие совместные усилия для того, чтобы выдержать конкуренцию со Штатами в этой динамичной сфере государственной деятельности.

Также угрозой будущего станет то, что благодаря Интернету и телевидению огромная часть мировых СМИ оказалась в руках частных компаний, которые имеют возможность манипулировать информацией в своих интересах, распространять дезинформацию, играть общественным мнением. И государства, которые смотрят вперед, должны принимать во внимание эту неизбежную угрозу.

Что может произойти в мире?

Кто победит и кто проиграет в глобализирующемся мире? Выиграют практически все высокоразвитые индустриальные державы — США, Евросоюз, Канада, Япония, Австралия и некоторые другие. Среди развивающихся стран победят только те, которые управляются грамотными в экономическом плане правительствами, и блестящие примеры тому — Китай и «маленькие тигры» Азии. Пока не совсем ясно, будет ли Россия на стороне победивших…

США, Европейский Союз и Япония проводят сегодня крайне эгоистичную политику. Принуждая развивающиеся страны открывать свои рынки, они проповедуют идею свободной торговли, но при этом принимают беспрецедентные меры по защите интересов собственных фермеров, сталелитейщиков и т.д. от внешних конкурентов. Многие страны, поддавшись уговорам, открыли свои экономики для краткосрочного кредитования извне, провели либерализацию своих текущих счетов. В итоге эти государства превратились в арену для деятельности всевозможных иностранных спекулянтов и обременили себя внешней задолженностью.

Тенденция глобализации информации и технологий не прекратится, и их взаимозависимость будет возрастать всё больше и больше. Те страны, которые изолируют себя от этого процесса, которые управляются некомпетентными, слабоорганизованными правительствами, останутся далеко позади в свом развитии. Несколько азиатских стран, почти все африканские, получившие независимость не так давно, к сожалению, будут исключены из глобализационных процессов. Большинство развивающихся стран переживет несколько нелёгких десятилетий — и здесь нет места для излишнего оптимизма.

Китай, как самая успешная из развивающихся стран (к тому же имеющая за плечами более 3000 лет культурного развития), с однородным населением, представляется наиболее перспективной в последующие несколько десятков лет. Эта страна становится экономически и политически мировой державой во всех значениях этого словосочетания. Если Китаю удастся сохранить стабильность и эффективное управление, то довольно скоро уровень экономического развития и ВВП Китая достигнет уровня США и Евросоюза. Для этого потребуется не более сорока лет. И к этому моменту в мире будет три крупнейших валюты: американский доллар, евро и юань.

Вопрос — станет ли Евросоюз «третьей силой» — пока остается открытым, слишком много нерешенных проблем, подводных камней и острых углов. То же самое касается Бразилии, о которой, возможно, скоро тоже придется говорить, как о государстве, имеющем важное значение в мировой политике.

Говоря о «мировых державах», следует заметить, что, скорее всего, между ними не будет войн. Будет много локальных конфликтов — но не между мировыми державами. Существование ядерного оружия у всех сторон явится достаточным гарантом стабильности. Однако, развитие технологий всегда будет служить стимулом для конкуренции и в этой области.

Безусловно, важнейшим фактором международных отношений, помимо ядерного оружия, будут, как и сейчас, нефть и газ. И в ближайшее время не только Ближний, но и Средний Восток будет активно участвовать в «нефтяных войнах».

Подготовил Павел Житнюк, ИА «Росбалт».

P.S. В самом начале лекции экс-канцлер заметил: «Пророчества — всегда дело опасное, особенно когда они исходят от экономиста»…

Читайте также: