После пандемии государство будет играть совершенно другую роль – расширяются его возможности, возрастает ответственность, оно в гораздо большей степени сосредоточится на себе, собственных делах и гражданах. Кто будет поддерживать сотрудничество, взаимодействие на международном уровне и сохранять целостность мира? Об этом рассказал Фёдор Лукьянов в ходе конференции «Россия и мир в 2021 году», которая была организована Российско-Германской внешнеторговой палатой 22 июня. Предлагаем вам почитать краткие тезисы выступления главного редактора журнала «Россия в глобальной политике».
На сегодняшний день и на последующий период, который может быть достаточно долгим, бизнес в каждой стране (и транснациональный) становится тем актором, на который мы должны возлагать основные надежды для поддержания сотрудничества, взаимодействия на международном уровне и сохранения целостности мира.
Государство после этого кризиса будет играть другую роль. Уже до начала пандемии мы видели многочисленные симптомы быстро нарастающего соперничества, фрагментации мировой системы, эгоизма, меркантилизма – где-то это проявлялось где-то больше, где-то меньше, но общая тенденция была очевидной.
К сожалению, пандемия эту тенденцию, её политическую составляющую, только укрепила. И теперь государство (любое), во-первых, становится гораздо более могущественным, во-вторых, на него возлагается огромная ответственность, и, в-третьих, оно становится более повёрнуто к себе.
Общая социально-экономическая ситуация продолжит ухудшаться. Это мы видим уже сейчас по тому, что происходит в США и различных странах Европы. Экономический спад неизбежен.
Россия, безусловно, не исключение. Надеюсь, у нас не будет ничего подобного тому, что мы видим в Америке, но то, что общее положение будет сложным, – в этом сомнений нет. Внутри страны предпринимается попытка вернуться к той же повестке, которая была до начала пандемии – это связано с голосованием 1 июля, конституционными изменениями. Боюсь, что это невозможно. Атмосфера изменилась очень существенно. Поэтому голосование пройдёт, поправки примут, а проблемы останутся.
Это значит, что, как и все другие, российское государство сфокусируется, прежде всего, на этих самых внутренних проблемах, которых будет много. Бизнесу надо готовиться к тому, что условия для его существования легче не станут, поскольку государству потребуется поддержка: и либо её будут оказывать добровольно, либо государство будет принуждать к тому, чтобы его поддерживали.
На международном уровне мы увидим обострение политических и экономических отношений между Соединёнными Штатами и Китаем, а всем остальным придётся к этому как-то приспосабливаться.
Для России самая главная проблема – не оказаться втянутой в этот конфликт, потому что он – «не наш». Для Европейского союза, кстати, это тоже актуально. Конечно, Соединённые Штаты ожидают, что европейские страны поддержат Америку в этом конфликте. Так же, как и Китай, возможно, ожидает, что Россия будет на его стороне.
Если говорить о России и Европейском союзе (или, в частности, о России и Германии), то ожидать каких-то больших программ и инициатив от государств, связанных с тем, что наше сотрудничество должно развиваться в новых условиях, я бы не стал. Просто по объективным причинам, сейчас не до того.
Поэтому вся надежда на бизнес, которому необходимо сотрудничество и который в первую очередь заинтересован в поддержании цепочек взаимодействия.