Провал посткоммунистического момента?
Итоги
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Ричард Саква

Почётный профессор российской и европейской политики Кентского университета.

AUTHOR IDs

ORCID: 0000-0001-6678-8820
ResearcherID: H-3082-2016
Scopus AuthorID: 6506132065

Контакты

E-mail: [email protected]
Тел.: 01227 (82)7409
Адрес: University of Kent, Canterbury, Kent, England, CT2 7NZ

31-е заседание Евразийского онлайн-семинара НИУ ВШЭ

Для ослабления напряжённости должно появиться принципиально новое политическое мышление с участием новых игроков. Так, Китай вполне может оказаться той силой, которая приведёт к углублению многополярности и изменению такого мышления как на Востоке, так и на Западе, отметил известный специалист по России и постсоветскому пространству Ричард Саква, выступая на Евразийском онлайн-семинаре НИУ ВШЭ.

В своём выступлении Ричард Саква выделил 1979 г. как один из ключевых моментов в становлении современной системы международных отношений. Чтобы обосновать выбор этой даты, профессор сначала обратился к периоду с 1989 по 1991 гг., поскольку обычно именно на этом отрезке исторического времени акцентируется внимание в научных работах.

1989 г. Саква назвал моментом распада коммунистических систем. События 1989-го доказали, что коммунистические режимы в целом не способны предложить эффективную реальность, альтернативную капиталистической. Это привело к серии революций в Восточной Европе. Однако революции были «скромными», так как не существовало путей развития, альтернативных капитализму.

В 1990 г. происходит столкновение двух видений мирового порядка: НАТО и ОБСЕ. Даже несмотря на тесное взаимодействие, НАТО и ОБСЕ значительно отличаются в своём видении мира в Европе. Миропорядок ОБСЕ – это разновидность порядка хельсинкского Заключительного акта, тогда как подход НАТО, который можно определить как «либеральный интернационализм», служит интересам Соединённых Штатов.

Наконец, 1991 г. – год распада СССР и перехода России в состояние длительной слабости. К посткоммунистической стране относились снисходительно, игнорируя её во время международных встреч, посвящённых в том числе и важным для неё вопросам (статус Нагорного Карабаха, события в Молдавии и так далее). В одной из вышедших в середине 1990-х гг. статей выражалось мнение, что если США нанесут первый ядерный удар, Россия не сможет ответить, так как её ядерные силы находятся в процессе деградации.

Затем профессор Саква подробно остановился на вопросе, почему для понимания контекста системы, сложившейся к 1980-м гг. и продолжающей влиять на ситуацию сегодня, стоит внимательно исследовать период с 1945 года. Изучение событий тех десятилетий позволяет вписать текущую ситуацию в мире в контекстуальные рамки, ответить на вопрос о том, почему геополитический блок НАТО принял экспансионистскую стратегию, а многие восточноевропейские государства требовали вступления.

НАТО пора закрывать двери
Майкл Киммедж
НАТО плохо приспособлена для Европы XXI века. Не потому, что так говорит президент России Владимир Путин, и не потому, что он угрожает войной на Украине с целью заставить её соблюдать нейтралитет и остановить расширение альянса. Скорее причина в том, что НАТО сама страдает от серьёзных изъянов.
Подробнее

Нынешняя международная система была создана в 1945 году. Есть множество определений этой системы, но Саква называет её «Международная система Устава» (то есть Устава ООН). Данная система характеризуется наличием международного права, суверенного интернационализма, баланса между политикой великих держав и многополярностью. Параллельно Бреттон-Вудская система послужила основой для формирования системы «либерального интернационализма», которую в дальнейшем будут продвигать США. Уже тогда американцы согласились закрепить свою гегемонию и лидерство через ООН. Две системы, хотя частично и схожи между собой, не взаимозаменяемы и существуют параллельно, создавая напряжение на международной арене.

К 1979 г. неолиберализм обрёл силу и положил конец идеям «социального прогресса» и «рационального промышленного планирования». Стагфляция 1970-х гг. вызвала волнения, которые привели сначала к «одержимости борьбой с инфляцией», этот курс позднее эволюционировал в монетаризм 1980-х годов. В результате неолиберализм изменил отношения между государством и обществом в большинстве западных демократий. Этот период можно охарактеризовать как «коммодификацию всего» и «смерть традиционного консерватизма». Ричард Саква иллюстрирует «смерть консерватизма» примером упразднения Совета Большого Лондона премьером Маргарет Тэтчер в 1985 году. Совет Большого Лондона был наследником Совета Лондонского графства и примером муниципального самоуправления с конца XIX века. Совет был распущен одним росчерком пера Тэтчер только потому, что не было конституционных ограничений, удерживающих её от этого. Ещё одно важное событие 1979 г., вторжение в Афганистан, послужило основой для пересмотра отношения к советскому интернационализму. В этих условиях полностью сформировался и перешёл в идеологическое и геополитическое наступление либеральный международный порядок во главе с США и политическим Западом.

К 1989 г. система либерального интернационализма приобрела радикальный характер и превратилась в либеральную гегемонию. Профессор Саква отмечает, что по мере радикализации либерального международного порядка утверждалось мнение о том, что он совпадает с Международной системой Устава – это был акт интеллектуальной, институциональной и геополитической подмены. Радикализация системы либерального интернационализма привела к тому, что национальное освобождение некоторых центрально-восточноевропейских постсоветских государств было номинальным. Экономическая трансформация полностью отвергла социал-демократические формулы и заимствовала их из повестки дня 1979 года. В результате в 1989 г. не произошло фундаментальных изменений в системе международных отношений за исключением искусственно ускоренного объединения Германии. С точки зрения Саквы, одна из причин молниеносности объединения Германии заключалась в стремлении помешать Восточной Германии развить социал-демократический режим. Таким образом с 1979 г. не было значительных поводов, способных стать основой для изменений системы международных отношений, произошла лишь радикализация миропорядка во главе с США.

Часть выступления Ричарда Саквы была посвящена глобализации и империализму. Глобализация как идеологический проект началась именно после 1989 года. Международная политика стала фокусироваться на предложенной Америкой модели развития через глобализацию. В результате подорвана традиционная политика протекционистского капиталистического развития, которую ранее можно было наблюдать в Японии и Южной Корее. Сейчас возникают тенденции деглобализации и постглобализации. Так, политика России по защите от санкций в виде управляемого государством возвращения к всеобъемлющей секьюритизации экономики является примером деглобализации. Постглобализация выражается в ослаблении ВТО и возникновении организаций регионального развития. Пандемия коронавируса лишь ускорила данные процессы. Говоря об империализме, учёный упомянул, что к 1989 г. деколонизация была в значительной степени завершена, а революционизм стран третьего мира в основном исчерпан.

По мнению Ричарда Саквы, периодизация – один из важных инструментов, позволяющих исследователям вписать нынешние события в контекстуальные рамки. Учёный подвёл итоги своего выступления, приведя модель периодизации единой исторической эпохи с 1945 г. по настоящее время.

  1. 1945–1953 гг. – первая фаза холодной войны;
  2. 1950-е гг. – первый период разрядки в хрущёвские годы;
  3. 1960-е гг. – вторая фаза холодной войны (война во Вьетнаме, деколонизация, убийство Кеннеди);
  4. 1970-е гг. – второй период разрядки;
  5. 1979–1989 гг. – холодная война – II;
  6. 1989–2014 гг. – третий период разрядки;
  7. 2014 г. – настоящее время – холодная война – II (неофициально – холодная война – III)

В конце своего выступления Ричард Саква отметил: для того, чтобы ослабить напряжённость во время второй холодной войны, должно появиться принципиально новое политическое мышление с участием новых игроков, выходящих на международную арену. Так, Китай может оказаться силой, которая приведёт к усилению Международной системы Устава, углублению многополярности и изменению политического мышления как на Востоке, так и на Западе.

* * *

31-е заседание Евразийского онлайн-семинара состоялось 20 декабря 2021 г. и было организовано департаментом международных отношений и Международной лабораторией исследований мирового порядка и нового регионализма Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Тема выступления Ричарда Саквы, профессора российской и европейской политики Кентского университета и ведущего научного сотруднике Международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ ВШЭ, в рамках семинара: «От мирных перемен к холодной войне – II: провал посткоммунистического момента».

Текст подготовила Софья Стародубцева
Новая холодная война
Хэл Брэндс, Джон Льюис Гэддис
США требуется кропотливое управление внутренними угрозами собственной демократии, а также терпимость к нравственным и геополитическим противоречиям, с помощью которых можно защищать многообразие в мире.
Подробнее