Не знаю, как у вас, а у меня от 2021 г. осталось ощущение чрезвычайной стремительности. Как будто бы он длился меньше, чем положено. Несмотря на то, что событиями истекшие двенадцать месяцев были насыщены изрядно, да и события эти были нерядовыми.
Начиная с потасовки не без кровопролития в сердце американской демократии 6 января и заканчивая переговорами президентов России и США под аккомпанемент разговоров о войне 30 декабря. Ну, а между – бесконечные волны ковида со всем соответствующим антуражем, драматичный афганский конфуз, выход на мировую арену англосаксонского морского альянса, головокружительные фортеля белорусского руководства с использованием гражданской авиации, неуклонная консолидация власти в Китае в условиях давно забытой для этой страны почти полной закрытости, то ли реальное, то ли фарсовое обострение вокруг Украины и так далее. Очень интенсивно.
Впечатление повышенной скорости происходящего, вероятно, связано с тем, что теперь уже нет никаких сомнений – поворот произошёл, возвращения к тому, что было «до», не будет, а «после» возникает на глазах. Но до результата не просто далеко – не просматриваются его контуры.
Одним, как известно, война (в нашем случае мировая неразбериха), другим – близкая родственница. Мы как раз из последних. Нам ужасно интересно. Конечно, мир живёт в состоянии перемен уже больше трёх десятилетий, вот только что вспоминали тридцать лет со дня окончательного упразднения СССР. И тогда тоже представлялось крайне захватывающим, как и не раз потом. Но так интригующе не было. Потому что будущее казалось, в общем, линейным. Кого-то это приводило в восторг, кого-то в отчаяние. Но господствовало ожидание предопределённости. Ошибочное, как выяснилось потом, но тем не менее.
Сейчас ничего подобного нет. Что будет дальше гадать никто не рискует, это практически безнадёжно. Слишком много привходящих факторов, каждый из которых в отдельности течение жизни бы не перевернул, но в совокупности они оказывают на неё многообразное деформирующее влияние. И траектория искажается до неузнаваемости и непредсказуемости. Это не означает, что её в принципе невозможно рассчитать, но нужны новые методы и очень серьёзная работа с ними. Экстраполяция прошлого на будущее не поможет, хотя во многих проявлениях то, что идёт на смену отживающему, напоминает те или иные эпизоды давно минувшего.
Весь этот год мы старались привлекать лучшие интеллектуальные силы нашей страны и всего мира, чтобы разобраться в международной обстановке. Получилось или нет – судить вам, дорогие читатели. Нас радует, что вас стало в этом году явно больше, что вы стали намного активнее – нам пишут, нас упоминают, с нами спорят, иногда прямо-таки страстно, нас поддерживают, нам лепят ярлыки и, напротив, хвалят за беспристрастность. Всем – огромное спасибо! Благодаря вам мы чувствуем, что работаем не впустую, а обратная связь позволяет исправлять изъяны и недочёты, обнаруживать новые нужные темы и, напротив, отказываться от того, что менее интересно.
2022 г. обещает быть не менее залихватским. Совместными усилиями мы с вами его не просто проживём – мы его осмыслим и объясним себе и другим. Пусть в личном плане предстоящие месяцы будут у каждого из вас спокойными и приятными, а в профессиональном – плодотворными и вдохновляющими. С Новым годом! И до очень скорой встречи.