19 декабря 2021 г. в Чили состоялся второй тур президентских выборов, в результате которого был избран новый президент страны – Габриэль Борич, 35-летний лидер объединения леворадикальных сил «Одобряю достоинство» (“Apruebo Dignidad”). Он получил 55,87 процента голосов. Его соперника, ультраправого политика Хосе Антонио Каста, поддержали 44,13 процента избирателей. Явка составила 55,6 процента – это наиболее высокий показатель политического участия с 2012 года.
Прошедшие выборы стали самыми острыми и непредсказуемыми за последние двадцать лет и продемонстрировали ряд новых явлений: поражение традиционных партийных коалиций как левого, так и правого центра (ни один из их кандидатов не вышел даже на 3-е место в первом туре); высокий уровень социальных надежд, связанных с ожиданиями большей социальной справедливости, с кардинальным изменением неолиберальных основ чилийской модели развития, сложившейся ещё в годы военного режима Аугусто Пиночета и ориентированной на экономический успех и рынок. Идеи социальных перемен, усиления регулирующей роли государства, равного доступа к качественному образованию и здравоохранению, справедливых пенсий наиболее полно отразил в своей программе Борич. Левоцентристы (социалисты, христианские демократы и другие, в том числе экс-президенты Рикардо Лагос и Мишель Бачелет), накануне решающего голосования высказались в его поддержку.
Мощный запрос на перемены был чётко выражен в ходе массового протестного движения октября 2019 г., показавшего общественное разочарование в реформистской политике всех постпиночетовских правительств, в идеологии и практике центризма, представлявшего собой магистральную политическую стратегию на протяжении тридцати лет, с момента перехода страны (в 1990 г.) к демократии. Успешная политическая демократизация не сопровождалась убедительной социальной модернизацией, а преодоление абсолютной бедности (с 40 процентов в 1990 г. до 9 процентов в 2019 г.) не привело к кардинальному сокращению социального неравенства. На общенациональном плебисците 25 октября 2020 г. 78 процентов проголосовавших избирателей высказались за принятие новой Конституции, более полно отражающей социальные права граждан. Действующая Конституция 1980 г., несмотря на глубокую демократическую реформу 2005 г., в глазах значительной части общества продолжает оставаться «пиночетовской» по происхождению. Конституционный Конвент уже избран и начал разработку нового текста.
Выборы также продемонстрировали и непредвиденное усиление позиций праворадикальных сил, представленных консерватором-пиночетистом Кастом, выступающим за принципы рыночной экономики, сохранение частных пенсионных фондов, общественный порядок, семейные ценности, отмену закона об абортах и запрет на нелегальную миграцию. На фоне роста протестных настроений часть средних и высших слоев, сочувствующих правоцентристским партиям, но не находящих опоры в неопределённой программе их кандидата, поддержали ультраконсерватора Каста.
Перед новым президентом Чили встанет ряд сложных задач: выполнения обещаний, данных властью в результате протестного движения 2019 г.; завершения конституционного процесса и проведения общенационального плебисцита по принятию итогового текста; проведения реформ в ключевых социальных сферах, каждая из которых затрагивает интересы всех групп общества; преодоления политической поляризации.
На повестке дня – вопрос о формировании новой модели развития, включающей как требования социальной справедливости, равных жизненных шансов для молодёжи, качественного образования, здравоохранения, солидарной пенсионной системы, так и экономического роста, необходимого для процветания страны. Трудный поиск выполнения этих задач станет основным содержанием нового политического цикла, в который вступит Чили с началом 2022 года.