Одним из первоочередных приоритетов России в Арктике и задачей российской повестки дня международного сотрудничества в регионе, в том числе в рамках Арктического совета, представляется сохранение, несмотря на таяние арктических льдов, международно-правового режима, предусмотренного ст. 234 Конвенции ООН.
Значение Арктики определяется её богатством природными ресурсами и географическим положением: через неё пролегает самый короткий морской маршрут из Азии в Европу. Однако из-за сурового климата арктический регион долгое время оставался на периферии развития мировой экономики. Теперь же глобальное изменение климата вносит принципиальные изменения в процессы международного сотрудничества в Арктике и её развития. Арктика «открывается» и потому стремительно занимает всё более важное место в международной повестке дня. Из-за потепления рост доступности природных ресурсов и транспортных маршрутов подпитывает интерес к региону со стороны международного сообщества.
В результате изменений климата стремительно возрастают экологические риски в Арктике: происходит протаивание вечной мерзлоты, что создаёт колоссальные угрозы для инфраструктуры, повышается риск техногенных катастроф, происходит береговая эрозия, учащаются наводнения, повышаются угрозы жизни для коренного населения и многое другое. С точки зрения же международных отношений «открытие» Арктики ото льда ведёт как минимум к трем весьма неблагоприятным и опасным для России последствиям.
Во-первых, «открытие» Арктики ото льда привлекает в регион неарктические страны, которые начинают претендовать не только на участие в экономических и транспортных проектах, но и на определённую роль в управлении регионом. Всё чаще звучит требование отменить существующую сегодня систему, в соответствии с которой управление Арктикой осуществляется арктическими странами. Это обостряет международную конкуренцию в регионе, а также качественно повышает экологические риски: в случае если Арктика станет «достоянием всего человечества», когда любая страна сможет действовать по своему усмотрению, последние возрастут на порядок.
Во-вторых, «открытие» Арктики ото льда приводит к тому, что она перестает играть роль естественного буфера между великими державами. В результате в этот регион перетекает общее соперничество США с Россией и Китаем, усиливается милитаризация региона. В 2019, 2020 и 2021 гг. США опубликовали три военные арктические стратегии (Министерства обороны, Департамента военно-воздушных сил и Департамента сухопутных войск соответственно), в которых регион был объявлен одним из самых преференциальных для наращивания американского военного присутствия. Эта милитаризация и в целом распространение на регион конфронтационной повестки дня не может не угрожать экономическому развитию российской Арктики и международному сотрудничеству по стимулированию этого развития.
В-третьих, «открытие» Арктики ото льда создает угрозу нынешнему международно-правовому режиму судоходства в регионе, закрепляющему исключительные права арктических стран, что, в свою очередь, ведёт к ещё большему усилению военнополитических и экологических угроз безопасности. Этот режим предусматривается ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 г. «О покрытых льдом районах», которая даёт право прибрежным государствам осуществлять недискриминационный контроль за судоходством в покрытых льдом районах в пределах исключительной экономической зоны (200 морских миль) в целях защиты окружающей среды. Страны-участницы, включая Россию, этим пользуются, и в силу стратегического значения Арктики для безопасности и экономического развития страны Москва рассматривает сохранение своего контроля над судоходством вдоль своих арктических территорий, включая Северный морской путь (СМП) как вопрос национальной безопасности. Таяние же льдов сегодня приводит к подмене понятий: вместо наращивания и объединения усилий по защите Арктики как всё более климатически уязвимого региона мира США и ряд других стран настаивают на «усреднении» правового статуса Арктики – что прямо противоположно происходящим в ней климатическим процессам.
Доклад полностью читайте в формате pdf. Руководитель авторского коллектива – Сергей Караганов.