Начиная с 1998 г. в Италии ежегодно проводится крупный правый фестиваль Atreju, ставший центром притяжения всех правых и консервативных сил в стране, а также важной дискуссионной площадкой, на которой выступали не только представители правых, но и их политические оппоненты.
Название отсылает к имени главного героя романа немецкого автора Михаэля Энде «Бесконечная история», вышедшего в 1979 г. и оказавшего большое влияние на правую молодёжь. Фигуру одноимённого героя она интерпретировала как символ борьбы с нигилизмом (противник по имени «Ничто»), стремящегося поглотить определяющие, с точки зрения правых, моральные и философские устои.
Фестиваль, завершившийся 14 декабря, примечателен по нескольким причинам. Во-первых, он ознаменовал собой окончательную легитимацию правых консерваторов со стороны предыдущего поколения правых политиков, и, во-вторых, стал важной символической победой (по крайней мере, так партия Мелони пытается это представить) над оппозицией, так и не определившейся, кто же её всё-таки представляет.
Важным выступлением стала беседа с Джанфранко Фини, знаковой фигурой для всего «постфашистского» движения в Италии. На XVIII Конгрессе неофашистской партии «Итальянское социальное движение» в 1995 г., проходившем в городе Фиуджи, он как её глава принял решение отказаться от фашистской риторики и преемственности по отношению к режиму Бенито Муссолини. Это знаменовало новою эпоху в развитии теперь уже правоконсервативного движения в только что обновлённой Италии, незадолго до этого пережившей новое форматирование политической системы после затяжного кризиса.
Выступление Фини, таким образом, можно расценивать не только как признание персональных заслуг Джорджии (политик отметил, что уважает Мелони, которой приходится управлять в период геополитических и стратегических перемен, что требует необходимости сохранять равновесие) со стороны старшего поколения, но и своеобразное «благословение» на дальнейшую работу. Политик отметил, что для него участие в фестивале после многолетнего отсутствия в публичном поле является «возвращением домой».
Что касается символической победы над оппозицией, стоит сказать о разобщённости их сил. У оппозиции в лице «Демократической партии» и «Движения пяти звёзд» существуют две глобальные проблемы. Во-первых, они уже долго не могут определиться, кто же у них главный – «демократка» Элли Шляйн или «популист» Джузеппе Конте. Первая позиционирует себя через альтернативный, прогрессивный образ женщины-политика, который мог бы составить конкуренцию Мелони. В 2022 г. Мелони выступила под лозунгом «Я женщина, я мать, я христианка», Шляйн же противопоставила ей иную интерпретацию женственности: «Я женщина, я люблю другую женщину, у меня нет детей, но от этого я не меньше являюсь женщиной».
В этой связи примечательна история с октябрьской реформой магистратов, когда принято решение разделить карьеры судей и прокуроров (до этого один и тот же человек мог занимать должность и судьи, и обвинителя, но не одновременно). Ход реформы встречал ожесточённое сопротивление со стороны партии Шляйн, обвинявшей правительство в посягательстве на конституционные основы и попытке скрыть собственную некомпетентность. В преддверии фестиваля Шляйн вызвала Мелони на дебаты, та пригласила её выступить на Atreju, однако лидер демократической партии уклонилась, призывая встретиться в парламенте или на ТВ, что сразу было использовано правыми в политических целях, представив всё как страх «левых» перед публичным диалогом.
Конте является более гибким политиком и делает акцент на больший политический опыт: за его плечами несколько министерских портфелей и должность председателя Совета министров. Он неоднократно участвовал в дискуссиях с оппонентами, в том числе регулярно выступает и на Atreju, воспринимая это как важную часть публичной политической жизни.
Если сравнивать двух оппозиционных политиков, то Конте выглядит более убедительным кандидатом в лидеры оппозиции, однако «левым» не помешало бы какое-то новое компромиссное лицо, за которым не тянулся бы шлейф прошлых неудач, подобно тому, как это было с Мелони в 2022 году. Что касается политической программатики оппозиционных сил, её невнятность является даже большим препятствием к достижению единства, чем различия в стилях и характерах лидеров. Шляйн продолжает воспроизводить классические либерально-демократические формулы, пытаясь критиковать национально-ориентированный курс правоцентристов, но они не выглядят убедительно, по крайней мере из её уст и при текущей ситуации.
Правые, в свою очередь, ответственно подошли к «работе над ошибками» и качественно переосмыслили не только спектр итальянских проблем, но и методы, которыми их пытались решать предыдущие правительства.
Дело, однако, не столько во внешней полемике между левыми и правыми, сколько в реальной ситуации в стране, которая отличается значительно большей стабильностью, чем в предыдущие годы и за что, так или иначе, стоит благодарить правоцентристов, стойко отстаивающих консервативную повестку и на данный момент явно лучше справляющихся с «искусством возможного».
Автор: Даниил Сушков, аспирант кафедры всеобщей истории исторического факультета ИАИ РГГУ.