25.12.2024
Маленькая страна: боевой дух современной Дании
Новости Школы авторов
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Наталья Кротова

Выпускница МГИМО (магистр по направлению «Международные отношения»), член сообщества «Под знаком ПИР», выпускница ПИР-центра.

Школа авторов «Учи учёного»
От редакции:

Данию вспоминают нечасто – страна небольшая, уверенно следующая в евроатлантическом фарватере. И вдруг появился повод, да какой. На территориальную целостность королевства покусился главный партнёр и союзник – США. Дональд Трамп заявил сторонникам, выступая в штате Аризона, что Соединённым Штатам необходимо обрести контроль над Гренландией, входящей в датскую юрисдикцию, проще говоря – он намерен выкупить арктический полуостров у Копенгагена. Совершить, так сказать, поглощение, даже если оно окажется недружественным. Трамп заговаривает об этом не впервые – идея звучала и во время первого его срока. Можно с высокой степенью уверенности сказать, что Гренландия останется датской, отъёма территории в пользу США не произойдёт. Но штрих характерный, заставляющий вспомнить о политике Дании, на чём она основана. Об этом заметка выпускницы нашей школы «Учи Учёного».

↓ ↓ ↓

Во время глубоких геополитических трансформаций, определяемых ведущими державами, своё место под солнцем должны обеспечить себе и маленькие государства, выбирающие «вожака» из числа лидеров. Датчане – бывшие свободные викинги – неотступно следуют в первую очередь за США и стараются не отставать от Евросоюза. В итоге Дания играет в кастомный политический лего, вынужденно меняя курс в военной сфере. Скандинавская замкнутость уступает углубляющейся зависимости от внешних полюсов.

 

Имидж обманчив

Дания – родина Русалочки, край сказочных домиков и ухоженных полей. Смесь уюта, расслабленности и благополучия – составляющая датской мягкой силы, направленная на привлечение высококвалифицированных кадров и увеличение туристического потока.

Кажущаяся миролюбивость не мешает датчанам занимать проактивную позицию в военных делах. По данным SIPRI, государственные оборонные расходы в 2022–2023 гг. выросли на 39 процентов, достигнув 8,1 млрд долларов США. Увеличение их соотношения к национальному ВВП на 0,6 процентных пункта (почти до 2 процентов ВВП) отмечено среди наиболее значительных в Европе.

Правительство не собирается останавливаться на достигнутом и уже объявило о планах на дальнейшее наращивание военного бюджета на почти 5,1 млрд долларов США в период 2024–2028 годов. В частности, деньги пойдут на закупку береговых ЗРК, усиление противолодочной защиты датских военно-морских сил и поддержку украинского режима.

Кроме того, предполагаются кардинальные перемены в схеме срочной службы. К привычным четырём месяцам подготовки добавятся дополнительный месяц обучения и полгода непосредственных оперативных задач. Ежегодно долг отечеству будут отдавать 7,5 тысячи призывников из числа датчан старше 18 лет независимо от пола.

 

Цена безопасности

Давно утратив большую часть подконтрольных территорий некогда мощного королевства, датчане столкнулись с потребностью во внешней защите против внешней же возможной агрессии.

После сдачи в добровольный идеологический плен – Евросоюзу и НАТО (читай США) – установилось относительное спокойствие. Хотя сама интеграция в ЕС сопровождалась глубокими сомнениями и опасениями. Вопрос подключения к зоне евро рассматривался на фоне переживаний по поводу санкций, ранее введённых против Вены из-за вхождения в австрийский парламент представителя «неугодной» партии. Маленькая страна, вдвое меньше «восточного рейха» по населению, боялась упустить контроль над самой собой.

Датское королевство отстояло собственную крону, так до сих пор и не совершив переход на евро, но его отношение к легальности санкций, по сути своей недемократических, изменилось кардинально.

Теперь Дания с готовностью поддерживает ограничения, накладываемые с 2022 г. на Россию в нарушение норм международного права. В целом же по статистике Евробарометра в 2023 г. процент датчан, у которых вмешательство ЕС в национальные демократические структуры вызывало озабоченность, даже уступал среднему показателю по Евросоюзу.

Отношения с НАТО тоже выстраивались через турбулентность: стране пришлось пройти через нелегкий период «политики оговорок». Сейчас же Дания, будучи членом Североатлантического альянса, подпадает под защиту ядерного зонтика США. Более того, доктрина организации предполагает возможность применения атомного оружия в ответ на удар конвенциальными средствами по территории любой из участниц организации.

Почему угроза большой войны не остановит расширение НАТО
Дилан Пэйн Ройс
НАТО видится её создателям скорее не как военный альянс, а как «клуб хороших стран» – в противовес «плохим». Её расширение рассматривается как распространение американской идеологии космополитичного либерализма. Понимание, что возможна большая война, также не может изменить политику НАТО. О том, как и почему принимались решения о расширении альянса, Фёдору Лукьянову рассказал Дилан Ройс в интервью для передачи «Международное обозрение».
Подробнее

 

Американизация викингов

При взгляде на актуальную карту реальные угрозы военной безопасности Дании обнаружить сложно. Членство в НАТО и ЕС повысило уровень датской защищённости. На первый взгляд, такое положение вещей максимально отвечает стремлению к хюгге[1]. Парадоксально, однако, создаётся угроза искусственная.

Дания не скрывает, что упрочивает щит в рамках борьбы с «российской агрессией» в Европе, оговариваясь, что о прямой войне с русскими речи не идёт. Пока что.

В условиях проходящей специальной военной операции на Украине датское правительство заняло активную антироссийскую позицию, став очередным проводником американского воздействия. Из-под крыла Соединённых Штатов происходят передача военной техники, обучение украинских военных, поддержка санкций и их ужесточение, приём украинских беженцев. В конце сентября 2024 г. принято решение о дополнительных прямых вливаниях на сумму более 550 тысяч долларов США в предприятия ОПК Украины, организующие производство ударных беспилотников, противотанкового оружия и противокорабельных ракетных систем.

В конце 2023 г. Дания заключила «историческое» соглашение с США в области обороны, позволяющее размещать на её территории американское вооружение и контингент, а также предоставляющее неограниченный доступ к трём аэродромам. Настолько тесными военные отношения двух государств не были даже во времена холодной войны и укрепляются теперь для противостояния России.

Официальный сайт датских Вооружённых сил сообщает, что в апреле-мае 2024 г. Дания превратилась в логистический хаб при транспортировке американского вооружения, ввозимого для проведения масштабных учений Североатлантического альянса Steadfast Defender 2024. В начале осени 2024 г. порядка 800 датских военных были направлены в Латвию для участия в очередных тренировках неподалёку от границы с Россией.

Расширяемое сотрудничество с США и НАТО преподносятся как национальная гордость, патриотизм и стремление к миру во всей Европе.

 

Ядро раздора

В 2016 г. при голосовании по проекту резолюции о начале переговоров по конвенции о запрещении и полной ликвидации ядерного оружия в ООН против выступили 38 стран, среди них Дания, наряду с обладателями средств массового уничтожения – США, Великобританией, Францией и Россией. Решение правительства при этом шло вразрез с мнением 78 процентов населения, и это при сильнейшей вовлечённости граждан в политические процессы.

Освещая выступление президента Российской Федерации на параде по случаю празднования Дня Победы в Москве 9 мая 2024 г., одна из крупнейших датских газет Yullands Posten в своей статье сослалась на ведущего сотрудника национального исследовательского института, который рассуждает о возможности применения Россией атомного оружия. Примечательно, что в интервью он открыто прибегает к протекции американского «большого брата», у которого якобы есть план на такой случай.

Сама Дания вряд ли может предопределить исход потенциального крупного международного конфликта ввиду немногочисленности Вооружённых сил и скромного в абсолютном выражении военного бюджета (чуть не в сотню раз уступающего военной машине США). Её вкладом скорее станет посильное содействие: гуманитарная помощь, предоставление военных баз, портов и аэропортов, идеологическая поддержка, голос в международных организациях.

Колеблющаяся между двумя идентичностями – европейской и скандинавской, – Дания вгоняет себя в неестественное состояние нервозности, особенно в контексте проводимых Россией учений, что может породить мысль о развёртывании чужого атомного оружия у себя дома, тем паче что в соседнем Стокгольме – натовском новичке – подливают масла в огонь недовольные отказом Швеции «приютить» ядерные силы.

Присущий датчанам конформизм хоть и определяет готовность к международному сотрудничеству и гибкость в вопросах интеграции в различные блоки, в своей утрированной форме вместо привычной идиллии может привести к саморазрушению. Невыгодные для страны решения могут стать платой за полученную на стороне защиту.

Автор: Наталья Кротова, выпускница МГИМО (магистр по направлению «Международные отношения»), член сообщества «Под знаком ПИР», выпускница ПИР-центра.

С широко закрытыми глазами
Илья Фабричников
Многочисленные кризисы, практически одновременно обрушившиеся на Европу в последние несколько лет, создают условия для активной российской политики по выстраиванию приемлемой для Москвы архитектуры безопасности на европейском континенте.
Подробнее