Отдавая себе отчёт в поверхностности, мягко говоря, поколенческого подхода, тем более в исполнении «публичной социологии», решили всё-таки ознакомить читателя с этой заметкой. Воздействие пандемии на общество ещё станет предметом серьёзного анализа, но некоторые аспекты, отмеченные автором, перекликаются с нашей реальностью и стоят того, чтобы задуматься.
В Center for Generational Kinetics (CGK) мы изучаем моменты, определяющие и формирующие каждое поколение, включая миллениалов, бэби-бумеров и поколения X и Z. Ключевое – что момент, определяющий поколение, должен соответствовать двум критериям.
Первый: происходит в нужное время в процессе взросления поколения. Событие или внешний фактор влияния должны произойти в период становления поколения. Обычно это время – с детства до раннего взросления. Важно, чтобы поколение уже было в меру взрослым, чтобы осознанно пережить событие и в то же время было ещё достаточно юным, чтобы оно смогло существенно повлиять на их взгляды, убеждения и отношение к миру и к своему будущему.
Второй: влечёт за собой мощное незабываемое эмоциональное потрясение, обычно, связанное со страхом и неуверенностью, вызванными событием и его последствиями. Эти моменты вызывают у поколения чувство уязвимости и заставляют смотреть на мир не так, как прежде. Например, как теракт 11 сентября 2001 г. повлиял на миллениалов или убийство Джона Кеннеди – на бэби-бумеров.
Во время наших выступлений и виртуальных презентаций поколений мы говорим об определяющих моментах в ключе: «Где вы были, когда …?». Мы отчётливо помним, где, с кем мы были во время этих событий и что мы чувствовали в тот момент.
COVID-19: момент, определяющий поколение Z
Основываясь на нашем исследовании в CGK, мы полагаем, что пандемия коронавируса – наиболее подходящий критериям определяющий момент, который формирует поколение Z в это нелёгкое время их взросления. Поколение Z уже поделилось с нами о воздействии COVID-19 в исследовательских опросах об их учёбе, работе, деньгах, здоровье, семье и отношении к будущему. Коронавирус в корне изменил почти все аспекты жизни поколения Z.
Что касается более юных представителей поколения Z, они больше не ходят в школу с одноклассниками, не видят своих друзей лично. Вместо этого они остаются дома с родителями или родственниками и пытаются продолжать учиться, в то время как многие школы не имеют достойной программы дистанционного обучения. Эти же подростки наблюдают, как их родители испытывают финансовые трудности, включая потерю работы, неспособность платить за аренду, напряжённость между взрослыми в семье, поскольку каждого коснулась новая реальность и неотвратимость карантина.
Представители поколения Z, скоро оканчивающие школу, наблюдают отмену стандартизированных экзаменов и выпускных, чувствуют неуверенность при выборе колледжа, ощущают финансовое давление, а также невозможность заниматься соревновательными видами спорта и стимулировать академические достижения, которые могли бы изменить их будущее. Они нам говорят, что переживают, будет ли вообще осенью колледж. Уедут ли они из родительского дома в этом году? Как они поймут, что такое студенчество, если колледж будет онлайн? Хотя опыт карантина COVID-19 может сильно различаться в наших интервью в зависимости от различных социально-экономических, географических и других факторов, результатом по-прежнему остаётся вопрос: что будет после окончания школы.
В это время уже работающие представители поколения Z несоразмерно трудятся в сфере услуг, как почасовые работники, на начальных должностях или как молодые специалисты, поскольку в большинстве своём они ещё в самом начале своей карьеры. Их чаще увольняют первыми, в соответствии с контрактом. Ещё поколение Z страдает от мантры прошлых лет: «последний нанятый – первый уволенный». Сложив это всё вместе, работающая часть поколения Z испытывает серьёзный застой именно в то время, когда она уже должна начинать строить свою независимость и обеспечивать себя.
Мы опросили и тех, кто учится в колледже: они часто сталкиваются с гибридом недавно перевёрнутой реальности работы и образования. Некоторые колледжи и профтехучилища оперативно отменили занятия в кампусах и перешли на онлайн-обучение, в то время как другие испытывают трудности с тяжестью и масштабами изменений, а также с ограничениями в практической части учебной деятельности – например, с доступом в научные лаборатории. Добавьте к этому неизвестность в плане того, будут ли колледжи возвращать оплату за проживание и питание, смогут ли иностранные студенты, обязанные поехать домой и снова испытать отсутствие безграничной свободы, вернуться. У студентов колледжей из поколения Z есть, о чём беспокоиться и кроме того, чтобы просто доучиться.
Помимо влияния коронавируса на работу и учёбу поколения Z, следует учесть и другие внушительные факторы стресса: внешний прессинг в связи с ежедневными подсчётами смертей, страх потерять родителей, бабушек, дедушек или друзей, а также бесконечные разговоры в социальных сетях о том, какой ужасный мир вокруг. Легко понять, почему коронавирус – момент, определяющий поколение Z, и чем глубже становится его влияние, тем больше неопределённости, страха и трудностей оно создаёт.
Перевод Анны Портновой