ОС Linux давно стала индустриальным стандартом в сетевой и серверной инфраструктуре, на смартфонах (Android – операционная система на ядре Linux), как игровая платформа (благодаря Valve) и год за годом отвоёвывает у Microsoft Windows долю настольных ПК. Однако отстранение 11 россиян из числа разработчиков ядра Linux по политическим мотивам ставит все успехи и завоевания «мира свободного ПО» под сомнение.
Обыкновенный свободный мир, «основанный на правилах»
После пандемии и в связи с новыми политическими реалиями популярность «свободных», независимых от политической конъюнктуры и государственного давления операционных систем на базе ядра Linux росла невиданными темпами. До того, что случилось на днях.
Одна из ключевых фигур в сообществе Open Source Грег Кроа-Хартман вычеркнул одиннадцать российских разработчиков из списка так называемых «мейнтейнеров» (maintainers) ядра Linux. То есть лишил их статуса лиц, отвечающих за конкретные компоненты и модули ядра.
Их просто удалили, словно никогда и не было. Причина? Официально – «глобальные требования комплаенса». Решение крайне серьёзное. Кроа-Хартман – важное лицо, он отвечает за поддержку стабильной ветки ядра Linux. Когда в 2018 г. сам Линус Торвальдс на время отошёл от дел, то передал бразды правления именно Хартману.
«По требованию закона» своего статуса и роли лишились разработчики из компаний SberDevices, «Открытая мобильная платформа» (разработчики ОС «Аврора»), NetUp, а также специалисты из МГУ и Metrotek. Эти люди работали над ядром Linux и создавали код, запускающий и управляющий сотнями миллионов устройств по всему миру.
Что хочу, то и ворочу
Когда на решение Кроа-Хартмана закономерно обрушился шквал критики, Линус Торвальдс, живая легенда мира «свободного» программного обеспечения («иконистее» Линуса в этом мире разве что главный создатель концепции Open Source Ричард Столлман), поддержал своего коллегу. Назвал всех задающих неудобные вопросы по этому поводу и требующих объяснений «кучкой российских троллей». И добавил, что данное решение не изменится. Такие слова от человека, который построил одну из самых интернациональных и «глобальных» платформ, удивительны: ведущих разработчиков просто удалили по национальному признаку! При этом Торвальдс апеллировал к истории и заявлял, что он из Финляндии. Что именно при этом имел в виду создатель ядра Linux, осталось не ясным. Видимо, сложные и противоречивые отношения Финляндии и России в XX веке. А может, и раньше.
Не обошлось без фирменного фарисейства. «Они смогут вернуться в будущем, если будет предоставлено достаточно документации», – прокомментировал скандал по мере его развития сам Хартман. Что это за документы и что должно быть в них написано, чтобы повернуть ситуацию – никому неизвестно.
Ещё чуть позже Джеймс Боттомли, один из директоров Linux Foundation, конкретизировал формальную причину устранения: «Если ваша компания находится в списках SDN OFAC США, подпадает под санкционную программу OFAC или принадлежит/контролируется компанией, которая находится в этом списке, наша возможность сотрудничать с вами будет ограничена и вы не сможете быть в файле MAINTAINERS».
Ну, допустим. Но тогда с неумолимой логикой возникает риторический вопрос: насколько открытым проектом вообще можно считать Linux, если доступ к его разработке вдруг ограничивается государственной/национальной принадлежностью?
«Эта нога – у того, у кого надо нога»
А если вглядеться в ситуацию пристальнее, вопросов становится ещё больше.
Во-первых, почему наших специалистов не переместили хотя бы в раздел CREDITS, как это традиционно делается? То есть возможности активного участия в разработке у человека нет, но за ним закрепляется хотя бы его вклад. Если уж устраивать чистку, то зачем настолько демонстративно?
Во-вторых, как тогда быть с Huawei? Ведь разработчики этой компании по-прежнему участвуют в сообществе Linux. Или внезапно американские санкции против них перестали существовать?
На этот счёт нашёлся «ответ» от Теодора Цо, создателя файловой системы Ext4, который пояснил, что для компаний типа Huawei существуют «определённые исключения». Такое ощущение, что выделяются «терапевтические исключения», как для норвежских лыжников-астматиков.
И всё это на фоне того, что SDN OFAC – это всего лишь список «запретных» лиц для американских юрисдикций. Это даже не вопрос санкций – в международной юрисдикции, как известно, их может накладывать только ООН, а тут просто рестрикции, эмбарго и репрессии. Что дальше?
Самое ироничное – откажется ли принципиальный Торвальдс от сетевого стека Linux, разработанного в своё время в очень большой степени за счёт вклада российских специалистов, которые когда-то трудились над этим в одном из НИИ в Московской области. Легендарный для сообщества Алексей Кузнецов, который был частью этой команды, теперь, выходит, «не в формате» ядра Linux? Но тогда возникнет целый пласт самых серьёзных вызовов.
Риски остановки OpenSource
Свободное программное обеспечение основано на принципе жёсткого лицензирования. Вся индустрия держится на свободных лицензиях как на фундаменте и до сих пор никогда не было удачных попыток нарушить эти основы. Поэтому сейчас настанет принципиальный момент: либо нужно будет отыграть всё назад, либо исключить все модули и компоненты ядра, разработчики которых так или иначе связаны с Россией.
Но в этом случае речь пойдёт уже не об одиннадцати разработчиках и далеко не только о сетевом стеке. Дело в том, что общий вклад в открытое программное обеспечение от России довольно большой. Это более трети всего кода, и эта доля растёт – а в ядре она даже выше. Обусловлено это тем, что почти тридцать лет многие глобальные корпорации именно в России создавали центры разработки, связанные с открытым программным обеспечением и конкретно с разработкой ядра Linux.
Благодаря квалифицированным кадрам (которые соглашались тогда на низкий, относительно западных стран, уровень оплаты труда) именно у нас сформировалось экспертное Linux-сообщество.
Или же, под напором глобальных корпораций и «новой этики», придётся надругаться над символом веры в «свободное» программное обеспечение и удалить все упоминания об авторах кода, просто присвоив его (строки об авторстве не могут быть пустыми для включения кода в ядро и другие проекты Open Source).
«Мы пойдём своим путём, а они просто…»
Второй сценарий приведёт только к одному – к глобальному форку (разделению) разработки ядра и ключевых компонентов системы. Страны Глобального Юга, где доля Linux как на пользовательских, так и на серверных устройствах намного больше, чем в странах «развитой демократии», скорее всего, последуют в новый проект на государственном уровне, поскольку увидят в этом прецеденте значительные риски на будущее.
Открытое и свободное ПО используется на объектах КИИ практически во всех странах в мире именно по причине открытости, возможности аудита кода и принципов следования «свободным» лицензиям с гарантиями их соблюдения.
Что в этом случае ждёт Россию? Ничего плохого. В нашей стране больше всего собственных операционных систем на базе Linux – более 40 (и справедливо звучат вопросы, а зачем столько). Соответственно, и самое большое количество разработчиков ОС тоже у нас. Значит, форк ядра Linux может только сплотить наших разработчиков и усилить позиции отечественных стандартов на мировой арене в дальнейшем.
А вот разделение разработки для стран «переразвитой демократии» станет весьма проблемным. Так как собственные центры разработки операционных систем имеют лишь некоторые страны – это США, Соединённое Королевство, Германия и Франция.
Есть отдельные группы и в остальных странах, но противостоять диктатуре основных разработчиков ядра Linux они не смогут. Плюс сильное отставание по драйверам и темпам разработки может отвлечь много разработчиков в новую ветку. Так как по политическим мотивам заимствование из новой ветки для старой будет неприемлемым, но не наоборот, то отставание будет нарастать.
А вот поддержка стран Глобального Юга (где проживает бо́льшая часть населения планеты) будет способствовать притоку новых разработчиков и значительно повлияет на доли рынка для новой ветки разработки.
То есть, как и со множеством других западных санкций, запретов и ограничений, в случае с Linux для России то, что сейчас кажется несправедливостью и ущемлением наших прав – в перспективе может стать механизмом укрепления суверенитета и новой точкой роста экспорта стандартов и технологий.
Автор: Олег Изумрудов, директор консорциума «РосСХД».