Независимо от того, будет ли дело ЮАР против Израиля в Международном суде ООН успешным или нет, весь мир увидит реальные действия «коллективного Запада» и его стремление продолжать обеспечивать собственную гегемонию в мировой системе. В случае с Палестиной важно констатировать, что джинн действительно на свободе и его нельзя заключить обратно в бутылку.
Чрезвычайно важно признать, что страны, входящие в действующую международную систему, внесли разный вклад в создание нынешнего мирового порядка. Многие государства, в том числе и ЮАР, были вовлечены в формирование архитектуры международной правовой системы, но участие ряда стран в этом процессе не обязательно происходило по воле самих народов.
Только представьте: когда создавался Международный суд ООН, ЮАР рассматривалась как одна из 44 стран-основательниц, будучи при этом государством, проводящим политику апартеида. ЮАР внесла значимый вклад в создание Международного суда, несмотря на то, что управление страной осуществлялось нелегитимным образом. Это очень важная мысль. Другими словами, ЮАР, испытав подобный негативный опыт в прошлом, сегодня выступает с иском против правительства Израиля. Полагаю, многие разделяют мнение о том, что для того, чтобы понять кого-то, нужно сначала пережить подобное самому.
Итак, ЮАР в очень чёткой форме выразила свою солидарность с народом Палестины, предъявив обвинения правительству Израиля по меньшей мере по шести пунктам. Первый – совершение геноцида. Второй – заговор с целью совершения геноцида. Третий – прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида. Четвёртый – попытка совершения геноцида. Пятый – соучастие в геноциде. И шестой пункт – неспособность предотвратить геноцид.
Несмотря на все внутренние проблемы, с которыми сегодня сталкивается ЮАР, на повестке дня здесь по-прежнему остаётся давняя борьба за национальное освобождение народов страны и, в частности, осмысляется личность Нельсона Манделы.
Я уверен, что все мы все видели в популярных СМИ, даже западных, высказывание Манделы: «Мы слишком хорошо знаем, что наша свобода будет неполной без свободы палестинцев». Это важная идея, и она действительно определяет настроения, царящие в ЮАР, но, к сожалению, мало кто знает, что Мандела сказал до своей знаменитой фразы. Целиком эта речь даст нам большее представление о том, что на самом деле пытается делать ЮАР. На праздновании 20-го Международного дня солидарности ООН с палестинским народом в 1997 г. Мандела сказал, что в случае ЮАР «присутствует соблазн говорить в приглушённых тонах о праве народа Палестины на собственное государство. Мы можем легко поддаться искушению и начать думать, что примирение и честность означают паритет между справедливостью и несправедливостью. Добившись собственной свободы, мы можем попасть в ловушку, закрыв глаза на трудности, с которыми сталкиваются другие. Однако мы бы не были людьми, если бы так поступили».
Приведённые слова Манделы – это самый сильный импульс со стороны ЮАР, позволивший вывести на первый план вопрос, долгое время оттеснённый на задворки дискуссии, – палестинскую проблему. Благодаря этому, как мне кажется, впервые обнажились популярные в абсолютном большинстве настроения относительно лицемерия, неискренности, бесчестности и притворства правящей элиты «коллективного Запада». Западные элиты были разоблачены.
Я не люблю использовать аналогию, которую часто приводят: «Джинна выпустили из бутылки», – потому что мне довольно часто приходится задаваться вопросом: что есть джинн и что есть бутылка. Не все могут с этим разобраться.
Палестинский кейс также учит нас видеть настоящее положение дел. Действительность, с которой мы сталкиваемся, зачастую отличается от красиво звучащей риторики. Независимо от того, будет ли дело ЮАР против Израиля в Международном суде ООН успешным или нет, весь мир увидит реальные действия «коллективного Запада» и их стремление продолжать обеспечивать собственную гегемонию в мировой системе.
Важно отметить два исключения, два случая, когда решения Международного суда не были соблюдены. Первый произошёл в 1949 г., когда правительство Албании отказалось возместить ущерб правительству Соединённого Королевства после инцидента в проливе Корфу. Второй случай гораздо ближе нам – это отказ Соединённых Штатов выплатить репарацию народам Никарагуа за то, что американское правительство финансировало и поддерживало движение «Контрас» в борьбе против народа Никарагуа.
Важно отметить эти случаи, поскольку между той точкой истории, в которой они произошли, и той, где мы находимся сегодня, пройден большой путь. Тем не менее мы продолжаем сталкиваться с массовой поддержкой идей расизма, этнонационализма, колониализма, превосходства белой расы. Фактически это все те элементы, которые в XXI веке можно отнести к проявлениям фашизма.
В международном порядке, основанном на правилах, правила применяются выборочно и предвзято, с целью защиты и расширения гегемонии «коллективного Запада». По сути, это система неравноправного обмена, которая характеризует современную конъюнктуру международных отношений. Цели порядка, основанного на правилах, противоречат воле 8 млрд людей, представляющих сегодня человечество.
Цензуре подвергается академическое сообщество – мнения университетских профессоров цензурируют, людей увольняют с работы на основании выражения поддержки палестинцам или просто из-за того, что они задаются вопросом о том, почему убивают столько людей, подавляющее большинство которых – женщины и дети. При этом не видно никаких попыток вмешательства в ситуацию со стороны тех, кто имеет право вмешиваться. Я был потрясён, когда недавно слушал выступление представителя правительства Омана, сказавшего, что после того, как в Палестине было убито более 23 тысяч человек, от «коллективного Запада» не последовало никакой реакции. Американские военные суда направляются на защиту торговых кораблей в Красном море, а не на защиту людей в Палестине, которых убивают каждый день. Это снова наглядно демонстрирует то лицемерие Запада, которое, кажется, сейчас разглядел весь мир. Джинна нельзя засунуть обратно в бутылку.
Автор: Расиган Махарадж, генеральный директор Института экономических исследований в области инноваций при Техническом университете Цване (ЮАР).