18.01.2024
Усиление роли фасадных и опосредованных медиа в международных отношениях XXI века
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Грег Саймонс

Независимый исследователь (Швеция).

AUTHOR IDs

ORCID: 0000-0002-6111-5325
ResearcherID: A-6514-2019
Scopus Author ID: 14322163700

Контакты

https://uppsala.academia.edu/GregSimons
E-mail: [email protected]
Адрес: IRES, Box 514, SE-751 20 Uppsala, Sweden

Если американцы собираются увеличить где-то военную активность, они обычно начинают с медиаактивности, чтобы заложить информационную и когнитивную базу для будущей новой физической «реальности». В нынешнем контексте западные политические стратеги и практики выбрали саморазрушительный и оторванный от реальности идеологический путь, которому недостаёт прежнего профессионализма.

Мы переживаем один из критических моментов глобальной истории, когда способность быть субъектом, а не объектом событий не просто желательна, она может определить разницу между жизнью и смертью наций и цивилизаций. Мировой геополитический ландшафт претерпевает масштабную, всеобъемлющую трансформацию, всё быстрее он переходит от западноцентричного однополярного порядка во главе с США к незападному многополярному. Находящаяся в упадке однополярность теряет способность принуждать международное сообщество делать то, что ему велят, хотя и не прекращает эти попытки. Идёт поиск новых способов регулирования и манипулирования геополитикой в своих интересах, менее затратных и более опосредованных средств влияния на оперативный простор международных отношений. Требуется тщательный подбор ресурсов и стратегий для балансирования кажущихся преимуществ и фактических слабостей.

 

Осязаемые и неосязаемые ресурсы

Существуют разные виды ресурсов, доступных акторам международных отношений для аккумулирования и проецирования силы и влияния на других акторов в зоне своих интересов и действий. Осязаемые и неосязаемые составляющие – это основные и дополнительные ресурсы влияния и проецирования силы. К так называемым осязаемым ресурсам, которые можно ощутить и увидеть, относятся: численность населения, размер экономики, военная мощь, промышленные мощности, климат, площадь территории и ландшафт. Неосязаемые элементы – это ресурсы, которые нельзя увидеть или потрогать, тем не менее они влияют на уровень эффективности или неэффективности осязаемых активов. К неосязаемым ресурсам относятся: доверие к политическому и военному руководству, чувство общности и уровень патриотизма, цели, бренд и репутация страны или объединения (политика, культура, вооружённые силы, люди). Осязаемые активы и ресурсы обычно располагаются и действуют в физическом мире, а неосязаемые – в информационном и когнитивном пространстве.

Аккумулировать и проецировать мощь и влияние в международных отношениях можно в различных сферах и измерениях.

 

Пятое измерение стратегии и международных отношений

С точки зрения способности актора аккумулировать и проецировать силу в международных отношениях можно выделить пять доступных измерений стратегии. Четыре из этих измерений физически осязаемы, одно – неосязаемо. Первые четыре осязаемых измерения включают: 1) территорию, 2) воду, 3) воздух и 4) космос. Пятое, неосязаемое измерение – это информация и знания.

Как отмечалось выше, неосязаемое пятое измерение может и будет влиять на эффективность – или её отсутствие – четырёх предыдущих измерений, когда они используются в оперативном пространстве. Люди, в том числе политические стратеги и практики, действуют, руководствуясь знаниями и собственным пониманием об оперативном пространстве (а также общим консенсусом), даже если их знания ошибочны, а информация фальсифицирована или вводит в заблуждение. Пятое измерение стратегии – это форма некинетического проецирования силы, которую относительно легко, не так дорого и рискованно с точки зрения ответной реакции использовать против цели в сравнении с кинетическим (физическим) проецированием военной мощи.

 

Геополитическая ценность информации и знаний

Если отойти от теоретического мира чисто академических исследований, можно сказать, что геополитика в практическом смысле стремится регулировать и управлять сильными и слабыми сторонами, возможностями и угрозами, которые присутствуют в оперативном пространстве международных отношений, в целях достижения максимальных преимуществ для себя, при этом затраты и риски перекладываются на оппонента/соперника. Фактически это подтасовка карт с целью создать неравные условия игры, которые дают преимущество создателю. Делается это путём навязывания определённого восприятия реальности в пользу интересов и повестки коммуникатора. В контексте нынешней трансформации глобального геополитического порядка использование пятого измерения стратегии – это попытка выстроить консенсус, который ведёт к конформизму (ортодоксальности знаний) касательно событий, трендов и процессов, происходящих в международных отношениях XXI столетия.

Ортодоксальность знания и обструктивная внешняя политика
Грег Саймонс
На фоне политической и социальной фрагментации, экономического упадка и ослабления военной мощи в результате «бесконечных войн» упадок США стал видимым для экспертов по всему миру, и это снижает эффективность попыток Америки позиционировать себя как лидера «свободного демократического мира».
Подробнее

В результате технологических инноваций и развития возникли два взаимозависимых и взаимосвязанных с пятым измерением стратегии элемента: человеческий (когнитивный) и технологический (информационный). Оба оказывают разрушающее воздействие на целевую аудиторию: человеческие аспекты замедляют движение и губительны (для когнитивной сферы), технологические – тоже замедляют движение и деструктивны (для техники и оборудования). Например, эксперты RAND задумались о роли искусственного интеллекта в геополитике. Однако мы сосредоточимся на человеческих аспектах и когнитивном воздействии посредством использования открытых коммуникаций через активы масс-медиа, иногда с применением опосредованных и скрытых форм серо-чёрной пропаганды.

 

Фасадные и опосредованные медиа

Для начала проясним термины. Фасадные медиа названы по аналогии с фасадными группами лоббистов, которые обычно скрывают свои истинные цели под невинным «фасадом» независимых организаций с благими намерениями. В данном случае фасадные медиа склонны скрывать владельцев, их интересы и влияние.

Это позволяет прямо или скрыто использовать фасадные группы для подготовки информационного поля, выгодного владельцам.

Все эти аспекты намеренно опускаются или скрываются, чтобы создать видимость, «фасад» «объективных новостей» без каких-либо конфликтов интересов – так проще завоевать доверие целевой аудитории. В качестве примеров можно назвать Радио «Свобода» и Радио «Свободная Европа»[1], которые были активами ЦРУ в период холодной войны.

Концепция опосредованных медиа (прокси) строится на идее и практике опосредованной войны, которая стала ключевым компонентом современных информационных войн. Речь идёт об опосредованном и скрытом использовании масс-медиа для продвижения (гео)политических целей спонсора. Хотя прямых владельцев у таких медиаактивов нет, связь можно установить через финансирование или, например, идеологическую близость. Операция «Пересмешник» – исторический пример, когда США внедряли в медиапространство сюжеты, которые помогали продвижению их интересов и соответствовали повестке дня.

Грубо говоря, задача фасадных и прокси-медиа – информационные операции с целью воздействия на аудиторию, чтобы сформировать восприятие и готовность принять определённое представление о людях, местах, событиях, трендах и процессах в международных отношениях, которые когнитивно благоприятны для западной геополитической повестки. Функция этих медиа – донести информацию до аудитории, чтобы воздействовать на мышление и поведение людей. В арсенале информационной войны существуют и другие активы со своими функциями и результатами. В частности, они могут выступать в роли «привратника», регулирующего поток и восприятие информации и знаний. К таким активам относятся фактчекеры, роль которых заключается в повышении эффективности коммуникации и донесения конкретных посылов до аудитории при одновременном отрицании точки зрения оппонента. Сделать это можно, атакуя либо само сообщение («ложные сведения», «дезинформация»), либо сообщающего – разрушая его репутацию и, соответственно, доверие к нему.

 

Процесс и эндшпиль

Американский однополярный порядок всё больше погружается в состояние относительного упадка, при котором осязаемые ресурсы проецирования мощи и влияния постепенно утрачивают свои возможности. Ситуация вынуждает переключиться на неосязаемые ресурсы как средство разрешить проблему эрозии американской глобальной мощи и гегемонии. Предпринимаются попытки препятствовать появлению глобальных, региональных и локальных акторов или их блоков (как друзей, так и врагов), а также создать видимость мощи Запада, чтобы запугать соперников и помешать конкурентам продвигать собственные интересы.

Достигается это с помощью создания образов нужных «фактов» и «реалий» физического мира в информационном пространстве, что, в свою очередь, формирует основу для нужного восприятия «реальности» у глобальной аудитории.

Таким образом оказывается воздействие на то, как мы – индивидуумы и группы – воспринимаем и реагируем на посылы в нашем информационном окружении, исходящие от фасадных и прокси-медиа.

Один из факторов, способствующих активному использованию фасадных и прокси-медиа, – быстро снижающееся доверие к западным мейнстримным СМИ и политике истеблишмента. То, что являлось активом во времена высокого доверия, сегодня превратилось в (гео)политический пассив, отсюда попытки воздействовать и манипулировать через открытые средства информационного влияния, возрастающая необходимость которого обусловлена упадком Запада. Конечно, в этом нет ничего нового. В периоды острого геополитического соперничества и конфликтов возникает необходимость доминировать на физическом и информационном полях сражений. Многое из описанного выше касательно использования фасадных и прокси-медиа происходило в годы Первой мировой войны в рамках деятельности Комитета общественной информации США под руководством умелого пропагандиста Джорджа Крила. Если американцы собираются увеличить где-то военную активность, они обычно начинают с медиаактивности, чтобы заложить информационную и когнитивную базу для будущей новой физической «реальности».

В нынешнем контексте западные политические стратеги и практики выбрали саморазрушительный и оторванный от реальности идеологический путь, которому недостаёт прежнего профессионализма. Из-за противоречий и разногласий информационная война против подъёма незападного многополярного порядка в конечном итоге, скорее всего, завершится провалом. Она грозит хаосом, который может привести к саморазрушению Запада.

Наша священная оборона – их варварская агрессия
Прохор Тебин
В Вашингтоне понимают потенциально катастрофические последствия неконтролируемой эскалации и хотели бы её избежать. Но риск большой войны не остановит США в борьбе за верховенство в мире, просто целей будут стараться достичь с минимальными рисками для себя.
Подробнее
Сноски

[1] Признаны в РФ СМИ-иноагентами.

Нажмите, чтобы узнать больше