01.01.2024
Военная помощь: две стороны
Глубинные проблемы военно-технических отношений США и Израиля
№1 2024 Январь/Февраль
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-77-80
Елизавета Якимова

Научный сотрудник отдела Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН.

Для цитирования:
Якимова Е.А. Военная помощь: две стороны // Россия в глобальной политике. 2024. Т. 22. № 1. С. 77–80.
Международный дискуссионный клуб «Валдай»

С момента провозглашения еврейского государства в мае 1948 г. до атаки палестинской группировки ХАМАС 7 октября 2023 г. США перечислили Израилю около 158 млрд долларов в виде военной помощи, что превращает его в крупнейшего благополучателя среди американских союзников. В последние годы с подачи прогрессистского крыла Демократической партии предпринимаются попытки добиться отказа от этой поддержки или обусловить её сохранение динамикой мирного процесса на Ближнем Востоке.

Впрочем, у данного компонента «особых» американо-израильских отношений есть ещё ряд проблем глубинного свойства, заставляющих задуматься, так ли он целесообразен в контексте не только обороноспособности, но и экономического развития.

С конца 1990-х гг. Соединённые Штаты и Израиль перешли к десятилетнему планированию этой части американской поддержки, что закрепляется меморандумом о взаимопонимании по внешней оборонной помощи. Подобный подход даёт дополнительные гарантии безопасности Израилю и обеспечивает новыми заказами американский ВПК. Определённую экономическую выгоду ближневосточная страна всё же извлекает, поскольку средства перечисляются в начале финансового года и хранятся в банке. Ныне действующий меморандум подписан в 2016 г. после трёхлетних переговоров, которым не помешали ни шероховатости личного общения Биньямина Нетаньяху и Барака Обамы, ни попытки Белого дома снизить финансирование, ссылаясь на экономические затруднения. Любопытно, что в борьбе за ассигнования израильская сторона в качестве контраргумента использовала невозможность чёткого долгосрочного планирования нужд ЦАХАЛ. Точкой бифуркации, когда динамика региональных событий становится непредсказуемой, был выбран именно 2023 год.

Меморандум, действующий до 2028 г., предусматривает выделение главному региональному союзнику Белого дома беспрецедентной суммы в 38 млрд долларов. Для сравнения, согласно аналогичным договорённостям 2007 г., Израилю предоставлялось 30 миллиардов. Менялась и структура поддержки. Так, помимо трёхмиллиардного увеличения обычного финансирования, ещё 5 млрд направлялось на нужды многолетнего соглашения по ПРО, в то время как ранее Израиль по этой статье мог расходовать в среднем от 400 до 600 млн долларов ежегодно, но без гарантий долгосрочного продления обязательств. Впрочем, уже тогда нашлись скептики, по мнению которых видимое увеличение в действительности вносило незначительный вклад в модернизацию ЦАХАЛ в силу высокой оборонной инфляции.

Удорожание продукции ВПК оказалось не единственной и, пожалуй, не основной сложностью принятия документа с экономической точки зрения. Изначальной целью Вашингтона было сокращение военных расходов, и Белый дом добился его, но завуалированно, внеся пункт о постепенном снижении возможности тратить американскую помощь на приобретение продукции израильских оборонных концернов. Впервые подобная опция была предоставлена Израилю в конце 1980-х годов. На тот момент внутри страны тратилось около 400 млн долларов, к концу 2010-х гг. сумма возросла до 670 млн, хотя её удельный вес в объёмах общего финансирования не менялся, равняясь примерно четверти. По графику, включённому в меморандум 2016 г., на момент вступления документа в силу Израилю было доступно для внутренних закупок 815,3 млн долларов, в 2023 г. – 775,3 млн, что предусматривает уже постепенное не только фактическое, но и процентное сокращение в пользу американских производителей. В 2027 г. по этой статье возможно будет использовать чуть более 250 млн, полный отказ заложен лишь в финальный год действия документа. Впрочем, некоторые источники утверждают, что пока перераспределения не производилось, а его старт намечен на 2024 год.

Возможности расходования части американской военной помощи на закупку продукции собственного производства сыграли противоречивую роль в построении израильского ВПК.

Первым примером явился нереализованный проект истребителя «Лави», закрытый из-за нехватки собственных средств на массовое производство, в то время как США предложили самолёты F-16. В рамках ещё одной пакетной договорённости в Белом доме рассчитывали на закупку Израилем конвертоплана V-22 Osprey, мало сочетающегося с боевыми задачами ЦАХАЛ. Оставшиеся без работы участники проекта «Лави» пополнили ряды разработчиков системы ПРО «Хец» (Arrow). Последняя не только входит в упомянутые американо-израильские соглашения по ПРО, но и в своей новейшей версии была впервые применена в боевых условиях для отражения атаки йеменских хуситов в рамках нынешнего витка конфликта в регионе.

Среди известных наименований израильской военной техники, для производства которой привлекалась американская помощь, значатся танки «Меркава», получившие неоднозначные оценки после атаки палестинской группировки на южные районы страны 7 октября 2023 г., и тяжёлые бронетранспортёры «Намер», используемые ЦАХАЛ в ходе наземной операции в секторе Газа «Железные мечи». Хотя последние в целом хорошо зарекомендовали себя, минусом проекта стала его неоднократная заморозка по финансовым причинам, что в итоге не позволило произвести изначально рассчитанное для нужд Армии обороны Израиля количество машин.

В дальнейшем при условии реализации заложенных в действующем меморандуме сокращений внутренних израильских оборонных закупок основным направлением деятельности ВПК еврейского государства рискует стать производство комплектующих для американских образцов вооружений и боевой техники по субподрядным контрактам с самими разработчиками. Частично этим уже занимаются крупнейшие концерны IAI, Rafael, Elbit. Второй проблемой может считаться снижение роли Израиля как экспортёра военной продукции. Определённые сдвиги в эту сторону заметны на примере той же системы ПРО «Хец-3», приобретённой Германией в текущем году, чему предшествовало не только согласование с бюджетным комитетом Бундестага, но и одобрение США.

Таким образом, несмотря на периодически возникающие в Соединённых Штатах споры вокруг предоставления Израилю военной помощи, лоббировать её по экономическим причинам американским политикам довольно просто.

Деньги фактически остаются в стране, укрепляя её оборонную промышленность.

В Израиле обстоятельства складываются противоположным образом, поскольку местные концерны не только рискуют оказаться ограниченными в производстве и, как следствие, найме персонала, но и лишаются возможности внести действительно весомый вклад в обеспечение обороноспособности государства и его позиционирование на международной арене. Последнее вступает в противоречие с более широкой концепцией безопасности, которую пытается выстроить правительство Нетаньяху. Суть её в том, чтобы укреплять не только потенциал вооружённых сил, но и экономику, которая, в свою очередь, призвана повысить авторитет и влияние страны за рубежом. Вместе с тем позволить себе отказаться от американской военной помощи, как это некогда произошло с экономической, Израиль не может, так как на неё приходится, по разным оценкам, от 15 до 20 процентов всего оборонного бюджета. Более того, именно поддержка США составляет одну из основ для приобретения и модернизации вооружений, в то время как собственные средства расходуются не только на эти нужды, но и на выплаты зарплат, пенсий и реабилитацию военнослужащих.

Автор: Елизавета Якимова, научный сотрудник отдела Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН.

Данный комментарий заказан Международным дискуссионным клубом «Валдай» и опубликован в декабре 2023 года. Другие материалы клуба – https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/
Виток исторической спирали
Андрей Фролов
Наблюдается дальнейшее расхождение в уровне насыщенности конфликтов с участием стран первого эшелона и всех остальных. Это делает практически неизбежным обращение к стратегии непрямых действий.
Подробнее
Содержание номера
Легитимность эпохи неопределённости
Фёдор Лукьянов
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-5-6
Вехи
Оглядываясь на «Русскую весну»
Борис Межуев
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-8-20
Интервенция, с которой начался «новый мировой порядок»
Иван Сафранчук, Андрей Сушенцов
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-21-37
«Удержаться на вираже»
Иван Зуенко, Анатолий Савченко
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-38-50
Войны
Век войн? Статья первая
Сергей Караганов
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-52-64
Виток исторической спирали
Андрей Фролов
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-65-76
Военная помощь: две стороны
Елизавета Якимова
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-77-80
Октябрьская война. Рассказ третий
Виталий Наумкин, Василий Кузнецов
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-81-92
Глобальный Юг и Ближний Восток
Микатекисо Кубайи
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-93-96
Хартленд
Евразия с точки зрения Фуко
Алексей Михалёв, Кубатбек Рахимов
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-98-111
Новый восточный поворот
Андрей Иванов, Юрий Попков
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-112-125
Конец стратегического одиночества КНДР?
Артём Лукин
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-126-143
Прогулка в Сан-Франциско и возвращение на Бали
Чжао Хуашэн
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-144-150
Праздник, который уже не с тобой
Алексей Чихачёв
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-151-164
Суверенность
Сирия двадцать лет спустя
Патрик Паскаль
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-166-177
На разных языках 2.0
Татьяна Романова
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-178-195
Климат против справедливости
Евгения Прокопчук
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-196-212
Независимость вместо замещения
Борис Славин
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-214-228
Не было бы счастья
Павел Житнюк
DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-1-229-245