2023 г. подтвердил тенденцию к росту влияния Азии на мировой арене, и бурные события в Восточной Европе не ослабили этот тренд. На фоне размораживания противоречий по всему миру дестабилизирующий потенциал Азии весьма обширен. Насколько велики риски? Участники Азиатской конференции Валдайского клуба рассказали в интервью для передачи «Международное обозрение», как они оценивают риски для региона.
Тайвань, Южно-Китайское море: лидерство, которое примут остальные
Рахул Мишра, директор Центра регионализма АСЕАН Университета Малайи (Малайзия)
Крупнейший очаг потенциального конфликта в Азии – Тайвань. В него вовлечены сверхдержавы. Китай был бы не прочь установить контроль над Тайванем. США заинтересованы в его сохранении в качестве противовеса Китаю. Так что всё будет зависеть от соотношения сил между Вашингтоном и Пекином.
Споры вокруг Южно-Китайского моря достаточно острые, но мне кажется, что страны АСЕАН ищут способы избежать прямого конфликта с КНР. Спокойствие там зависит от поведения Китая, насколько Пекин заинтересован в том, чтобы поддерживать в регионе такое своё лидерство, которое примут остальные.
Корейский полуостров – это большая проблема, но там имеет место довольно стабильная система взаимного сдерживания. К тому же в ситуацию вовлечены несколько крупных стран – США, Китай, Россия, Япония, и это превращает её в тупиковую, но достаточно стабильную.
Индия – Китай, Индия – Пакистан: границы и геополитика
Ракеш Бхадаурия, генерал-майор в отставке, руководитель Центра стратегических исследований и моделирования (Индия)
На нашей границе с Китаем всегда были трения, но в целом управляемые. Индия всегда хотела разрешить пограничные проблемы с Китаем и строить совсем другие отношения. В торговле, например, у нас до сих пор товарооборот 125–130 млрд долларов. Мы взаимодействуем в БРИКС, ШОС, по изменению климата и терроризму.
Но в 2020 г. всё изменилось. Впервые пролилась кровь, погибли военные. И это стало для нас крайне неприятной неожиданностью. Тогда мы для себя решили, что не может быть разделения: пограничные вопросы – одно, а всё остальное может развиваться отдельно. Нет, все проблемы надо решать вместе. Китай предлагает наоборот – отложим в сторону пограничные споры и давайте развивать остальное. Но всё индийское руководство едино – мы не повторим ошибку, которую сделали пару десятилетий назад.
Что касается Пакистана, мы не считаем, что наша западная граница столь же опасна, как это было, скажем, лет десять назад. Ситуация изменилась в обеих странах. У Пакистана очень много внутренних проблем, они ими в основном заняты, плюс Афганистан. В Джамму и Кашмире мы отменили их особый статус, что служило препятствием для развития территории. Теперь там многое меняется к лучшему, в том числе в сфере безопасности. Так что с западными границами с Пакистаном особого беспокойства нет. Но на северной границе есть.
Наша оценка такова, что ближайшие лет десять полноценная война с Китаем маловероятна. Издержки от неё будут гигантскими для обеих стран. Но Китай может и удивить. Мы готовы к некоторой эскалации, которая не приведёт к большой войне. Но это зависит от китайцев.
Что касается Пакистана, то мы подписали договор в Шимле в 1971 г., согласно которому все вопросы мы будем решать на двустороннем уровне. В случае с Китаем пограничная проблема – отражение более крупной. А именно: Китай хочет быть азиатским гегемоном. Мы хотим многополярную Азию. Поэтому мы всегда ждём от России большей активности там. Но Китай предпочитает доминирующую позицию. Фундаментальный вопрос – не граница, это геополитическая проблема.
Пакистан – Индия: эмоционально насыщенный конфликт
Рашид Вали Джанджуа, директор по научной работе и анализу Института политических исследований Исламабада (Пакистан)
Есть реальная опасность эскалации между Пакистаном и Индией, потому что наш конфликт очень эмоционально насыщен. И он находится в фокусе Совбеза ООН. Если не разрешить его на основе устремлений людей, там живущих, вспышки противостояния будут повторяться.
Есть группы интересов, представители которых не заинтересованы во взаимоприемлемом компромиссе, и они всегда задирают планку требований. Коллизии на оспариваемой границе случались не раз, но Пакистан проявляет сдержанность. Однако всегда есть риск непреднамеренных действий как реакция на рост напряжённости.
Постоянные члены Совета безопасности ООН должны содействовать разрешению спора. Конечно, есть двусторонние механизмы, созданные после войны 1971 г., но к сожалению, они не работают.
Япония – Россия: держать равновесие
Тайсукэ Абиру, старший научный сотрудник Фонда мира Сасакава (Япония)
Сейчас я не вижу никаких намёков на возможность разрешить территориальные споры между Японией и Россией.
Нам нужно поддерживать статус-кво, не допускать обострений. Чтобы международное право помогало решать конфликтные вопросы, мы должны создать соответствующую среду, установить какой-то баланс сил, равновесие, без этого право не будет работать. Если нам не удастся управлять конфликтными отношениями, риск велик – вплоть до войны.
Национальные интересы vs международное право
Бенедикт Виирасена, научный директор аналитического центра Bait Al Amanah (Малайзия)
Есть игроки, которые не хотят договорённостей, а нацелены на то, чтобы силой расширять территорию. Особенно это касается морских пространств, ведь Южно-Китайское море, например, чрезвычайно богато разными ресурсами. Есть международное право, но, увы, оно практически бессильно перед национальными интересами сильных стран.
Как минимум необходим постоянный диалог – он не решит противоречий, но позволит удерживать государства от военных обострений. Дипломатия должна заработать на полную мощность.
Экономические интересы дают некоторую надежду на то, что конфликтность станет хотя бы смягчаться под воздействием соображений выгоды. Торговля и инвестиции могут сыграть роль.
Будем реалистами, не думаю, что есть хоть какие-то инструменты, чтобы заставить крупные страны следовать международному праву, если оно им мешает. И особенно в многополярном мире.
Есть место для дипломатии
Пончай Данвиватана, генеральный секретарь Диалога по сотрудничеству в Азии (Таиланд)
Я верю, что всегда есть место для дипломатии. И мы всегда, если постараемся, можем предотвратить эскалацию.
Наш Диалог о сотрудничестве в Азии для этого и создан – все заинтересованные стороны могут в самых разных форматах вести любые разговоры, лишь бы только это способствовало умиротворению. Это принцип АСЕАН.