Зерновая сделка нужна России для того, чтобы купить время и выстроить свою независимую систему и финансовую инфраструктуру, которая была бы замкнута на рубль, юань, на другие денежные валюты дружественных стран. О том, почему не стоит выходить из сделки, Фёдор Лукьянов поговорил с Андреем Масловым, директором Центра изучения Африки НИУ ВШЭ, в интервью для передачи «Международное обозрение».
– Много недовольства звучит по поводу зерновой сделки. Пока наша официальная позиция заключается в том, что в таком виде она не годится. Что не устраивает российскую сторону?
– Здесь, наверное, в первую очередь стоит опираться на официальные заявления. Они совершенно справедливо отмечают, что основные поставки идут не в Африку, а в Европу и даже в Азию. У Украины основные покупатели – это Китай, Турция и Испания, дальше Италия и Нидерланды. Ни одна беднейшая развивающаяся страна не входит даже в пятёрку получателей продовольствия в рамках этой зерновой сделки.
Другое дело, что, конечно, нужно понимать, что сама эта инициатива оказывает на рынок положительное воздействие в плане стабилизации предложения и ликвидации дефицитов. Цены перестали расти, где-то даже сократились на рынке, а африканцев, прежде всего, волнует ценовой момент. Речь не идёт о том, куда непосредственно попадает украинская кукуруза: на стол алжирца или нигерийца. Важно, каковы цены на бирже с точки зрения стабильности их бюджета и продовольственной безопасности этих стран. Этот момент тоже нужно учитывать.
Сделка состоит из двух частей: 1) гарантии безопасности, которые Россия предоставила на вывоз продовольствия из трёх украинских портов; 2) содействие, которое ООН обязалось оказывать России, чтобы наш экспорт не был уязвим для односторонних санкций. И, наверное, вторая часть сделки для нас-то и принципиальна. Экспортирует Украина зерно или нет, нам, по большому счёту, без разницы. На обороноспособность Украины эти валютные поступления оказывают минимальное воздействие. Для нас важнее, чтобы наши партнёры, дружественные для нас страны могли получать стабильные поставки из России, и мы могли бы на этих рынках закрепляться. Пока с этим есть сложности. Их необходимо преодолевать, в том числе используя механизмы ООН, механизмы партнёрства с Афросоюзом для того, чтобы закреплять «шаткие гарантии», данные России теми странами, которые ввели односторонние санкции. Их нужно закреплять уже на институциональном уровне, чтобы строить такую инфраструктуру, которую не могли бы разрушить односторонние действия со стороны Соединённых Штатов и Евросоюза.
– В чём всё-таки плюсы для нас? Я понимаю логику, что на самом деле это не сильно укрепляет обороноспособность Украины, но тем не менее это всё-таки доходы. Зачем нам это нужно, тем более если та часть сделки, которая касается наших поставок, выполняется неудовлетворительно?
– Здесь два момента. Во-первых, мы всё-таки нарастили продовольственный экспорт в денежном выражении в прошлом году. У нас сейчас нет таможенной статистики в открытом доступе, но есть данные «Агроэкспорта»: в денежном выражении в 2022 г. плюс 15 процентов по отношению к 2021 году. И дело не в денежных поступлениях (Россия получает больше, чем Украина) от экспорта зерна и продовольствия. Дело в том, что это важно для наших друзей. Та же Африка – это сейчас 50 процентов нашей политической поддержки в ООН при голосованиях, и так далее. Они очень позитивно воспринимают нашу готовность понимать их обеспокоенность и их нужды. Полтора миллиарда людей зависят, так или иначе, от импорта продовольствия, и, безусловно, для них любые колебания на рынке чувствительны. А нам отношения с ними нужно выстраивать на долгосрочной основе.
Во-вторых, мы понимаем, что на зерновой сделке Украина заработала 7 млрд долларов в прошлом году, при этом получив от Запада 60 млрд долларов финансовой помощи. Это не принципиальные вливания. К тому же известно, что Украина не покупает оружие и боеприпасы. Её обороноспособность от этих финансовых вливаний не зависит. Чем поможет наш выход – не очень понятно. Обратно заблокируем порты, и кто от этого пострадает? Положение Украины вряд ли изменится. Пострадают от этого прежде всего потребители продовольствия. Дело даже не в тех десятках миллиардов, которые Россия зарабатывает – нам нужно стабилизировать систему.
Выстроить рынок страхования и перевозок, независимый от западных посредников. Построить систему резервирования и хранения зерна на территории стран-импортёров. Эту работу нужно вести, а для этого нужно время.
Нам сейчас очень важно изменить информационный фон вокруг этой сделки. Потому что создаётся, в том числе украинскими ресурсами, такая повестка, что Россию вынудили заключить эту сделку, что это её очередное поражение и что она вынуждена была открыть эти три порта. В то время как наши официальные комментарии значительно мудрее. В них нет никакого надрыва, что надо выходить из сделки. Мы спокойно продлеваем в ней участие.
При этом мы настаиваем на том, чтобы вторая её часть выполнялась, потому что до сих пор продолжают блокироваться банковские и страховые услуги. Поставщики зачастую опасаются работать с российскими банками, хотя там созданы лазейки, но нужна гораздо более прочная структура. В этом году её нужно строить.
Состоится саммит «Россия – Африка», на котором продовольственная безопасность, скорее всего, будет основным сюжетом. Африканская сторона будет поднимать эти вопросы. Нужно создавать системы хранения зерна на территории Африки, решать гуманитарные вопросы, но, главное, расширять экспорт. И Африка, и Россия заинтересованы в расширении. Это ведь не только зерно, но и удобрения, которые необходимы для производства продовольствия.