Как известно, понятие «национальная безопасность» впервые появилось в книге Уолтера Липмана в 1943 году, а затем получило официальное признание в США принятием Акта о национальной безопасности (1947), на основе которого был учрежден Совет национальной безопасности. Постепенно стала формироваться концепция национальной безопасности США, поначалу в довольно размытых терминах. Потребовались десятилетия, чтобы эта концепция приобрела четко структурированный характер, стала опираться на осмысленные и ясные дефиниции.
В России от осознания необходимости концепции национальной безопасности к попыткам ее практического формулирования подошли на полвека позже. И неудивительно, что начало пути сопровождалось такой же, как и в США, невнятицей в понятийном аппарате и эклектическим стремлением копировать американцев, сохраняя при этом советские традиции отчетных докладов, включающих полный набор оценок всех аспектов внутренней и внешней политики. В этом отношении книга Сергея Кортунова принципиально отличается от всего того, что было написано раньше.
Введением к книге служит краткий обзор процесса формирования политики безопасности России через законодательные акты и послания президента Российской Федерации с 1992 года по настоящее время. Раздел I («Теоретические и методологические проблемы формирования политики безопасности России в XXI веке») связывает политику безопасности со средствами и ресурсами ее обеспечения, с процессами, обусловливающими состояние безопасности, а также с механизмами реализации этой политики. Одновременно в этом разделе даются методологические основы разработки политики безопасности, выявляются приоритеты внутренней и внешней политики.
Автор вполне справедливо констатирует: «Состояние современной мысли в сфере методологии обеспечения безопасности… характеризуется, к сожалению, глубокой отсталостью и застоем» (с. 34). Между тем теоретические и методологические подходы сегодня чрезвычайно важны, если, конечно, мы не собираемся овладевать искусством планирования, выбора средств и ресурсов обеспечения безопасности государства в реальном масштабе времени, то есть методом проб и ошибок, на что потребуется еще полвека. Политику безопасности необходимо начинать формулировать на категориальном уровне.
Но есть и замечание к первому разделу: возникновение методологических проблем относится не только к XXI веку – они более универсальны. «Застой мысли» в этой сфере был неприемлем и прежде. Например, в Соединенных Штатах существуют целые школы, занимающиеся теорией данного вопроса, да и сам автор задумывался над этим еще в ХХ веке (хотя и всего-то десятилетие назад). Тем не менее методологический раздел книги, безусловно, серьезный научный вклад в политологию.
Примечательно, что вторым шагом в становлении концепции национальной безопасности США было создание формулы «национальная безопасность в терминах мировой безопасности». Похоже, та же объективная логика заставила Кортунова почти буквально воспроизвести эту формулу в названии раздела II своей книги: «Национальная безопасность в контексте становления международной безопасности». Но, если исторически в США эта проблематика эволюционировала в сторону разделения понятий «национальная безопасность» и «оборона», автор, на мой взгляд, ставит вопрос более актуально: он критически анализирует прежние (существующие) инструменты международной безопасности и ищет новые образы мирового управления.
В книге двенадцать глав, любая могла бы быть расширена (по плотности и насыщенности материалов, которыми оперирует автор, это чувствуется) до размера разделов. Каждый раздел можно было бы довести до масштаба книги. Вместо этого изложенные принципы, методология, идеи, концепции, анализ документов, факты даются в предельно сжатом виде, что дает читателю возможность сразу же уяснить себе ключевые моменты. За исключением двенадцатой главы – «О национальной идентичности России» – автор нигде не пытается отойти от объективной позиции наблюдателя-ученого, что наверняка было не так просто, потому что Кортунов, работая в Кремле, был по меньшей мере половину описываемого десятилетия непосредственно включен в процесс выработки политики безопасности страны.
Надо признать, оперативная работа в аппарате, загрузка текущими делами, неотложные вопросы, которые захлестывают ежедневно, вечный цейтнот – все это мало способствует расцвету творческой мысли и даже просто теоретизированию. Оригинальность мысли в официальных структурах сдерживается и бюрократической машиной, которая почти автоматически противодействует любым мнениям, расходящимся с общей линией. Многочисленные организационные рамки обычно отделяют генерирующих новые идеи сотрудников от тех, кто принимает решения. Поэтому очень немногие действительно новаторские предложения достигают выхода из этого бюрократического лабиринта. Да и те, что пробиваются, обычно изменяются до неузнаваемости в результате бесчисленных согласований и компромиссов между ведомствами, а также из-за поправок, исходящих от людей, которые никогда не дают себе труда посоветоваться с авторами предложений.
Но Кортунову в бытность его референтом помощника президента России по национальной безопасности, а затем заместителем руководителя аппарата Совета обороны РФ, начальником международно-аналитического отдела был предоставлен карт-бланш для творческого поиска. Ему дали задание организовать своего рода «фабрику мысли» в сфере обороны и безопасности. И с этим заданием Сергей Кортунов справился. Он был координатором и вдохновителем многих рабочих групп из лучших российских специалистов. Как раз в то время он, видимо, и наработал идеи, материал и потенциал, которые потом воплотились в книгу.
Но именно по этим причинам рецензируемый труд в некоторых своих частях оказался произведением коллективным, ибо ряд документов – результат синтеза мыслей и предложений многих экспертов и специалистов. Автор весьма щепетильно отнесся к этой ситуации, добросовестно перечислив всех, кто совместно с ним работал над документами по национальной безопасности.
Представляется, что автору удалось решить по меньшей мере пять задач.
Во-первых, стимулировать широкий интерес научной и политической общественности к проблемам национальной безопасности России.
Во-вторых, дать заинтересованным гражданам любых профессий ясное представление о взаимодействии различных факторов в политике безопасности и тем самым обеспечить лучшее понимание проблем своей страны.
В-третьих, наметить пути, способствующие развитию стратегического мышления в сфере безопасности.
В-четвертых, разработать краткий справочник по концепциям, приоритетам, направлениям, методам и механизмам реализации политики безопасности.
В-пятых, подвести итог десятилетию усилий по выработке и осуществлению политики безопасности России и наметить перспективы на будущее.
Если эта книга подействует на воображение хотя бы одного высокопоставленного политика, занимающегося проблемами и стратегией безопасности России, и породит хоть одно системное и эффективное решение, которое к тому же окажется реализуемым, то тогда подлинная цель этой книги будет достигнута.
Юрий Батурин