14 октября 2003 г. в гостинице «Арбат» состоялся круглый стол «Военному строительству — новые идеи», организованный Советом по внешней и оборонной политике (СВОП) , Институтом внешней и оборонной политики (ИВОП) и журналом «Россия в глобальной политике». В ходе состоявшейся дискуссии обсуждались тезисы «Оборонная политика России», подготовленные рабочей группой СВОП. Во встрече приняли участие ведущие российские эксперты по проблемам военной реформы, политики, представители научных и общественных организаций, военные и представители оборонно-промышленного комплекса.
Представляя тезисы, председатель президиума СВОП С.А. Караганов призвал воспринимать их как приглашение к обсуждению проблемы военной реформы, а не окончательный документ и подчеркнул, что все высказанные замечания будут учтены в окончательном варианте.
В преамбуле к тезисам авторы отметили, что СВОП уже представлял различные документы о путях строительства Вооруженных сил новой России, и «некоторые критические замечания и рекомендации не остались незамеченными». Эксперты негативно оценили современное состояние российских вооруженных сил и ОПК: «До сих пор в оборонной политике преобладают советские традиции и инерционность мышления. Состояние российских Вооруженных сил и Оборонно-промышленного комплекса (ОПК) не позволяет эффективно противостоять новым вызовам безопасности. И армия, и ОПК по-прежнему находятся вдали от магистральных путей мирового военного развития». Именно поэтому проблемы реформы армии и ОПК рассматриваются в тезисах комплексно с учетом сложившейся экономической ситуации и современного положения России в мире.
Большинство выступавших достаточно высоко оценили тезисы СВОП, вместе с тем высказав ряд замечаний. В частности отмечалось, что авторы рассматривают только реформу Вооруженных сил (численность 1 млн. человек), в отрыве от других «силовых» структур (численность около 3,5 млн. человек). По мнению участников обсуждения, существующая система неоптимальна и силовые ведомства во многом дублируют друг друга. Именно это и определяет необходимость нового комплексного подхода к модернизации всего «силового» блока страны. По мнению представителей ОПК, в тезисах СВОП довольно слабо, проработана экономическая часть, которая не увязана с оборонной промышленностью.
В ходе дискуссии обсуждались не только представленные тезисы, но и доклад Министерства обороны России «Актуальные задачи развития вооруженных сил РФ». Позитивно оценивая готовность Министерства обороны к дискуссии, и подчеркивая, что это первая попытка МО обнародовать свои взгляды, выступающие подвергли документ критике.
Так, например, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне А.Г. Арбатов указал на несогласованность отдельных его частей. В военно-стратегической части указывается, что Россия должна быть готова к отражению воздушно-космического нападения со стороны потенциального противника, а в политической части декларируется стратегическое партнерство с Западом. Отметив, что военно-космическое нападение способна осуществить только одна страна в мире — США, депутат призвал более четко и реалистично определять возможные угрозы и в соответствии с ними и строить военную доктрину. А.Г. Арбатов также негативно оценил экономическую часть доклада Министерства обороны, указав, что заложенные в документ планы по модернизации Вооруженных сил и увеличению финансирования армии не соответствуют современному экономическому положению России и фактически потребуют тотальной мобилизации возможностей страны.
Первый вице-спикер Государственной Думы И.М. Хакамада также критиковала экономическую часть доклада оборонного ведомства, оценив ее как «очень слабую и рискованную», которую «надо переписать и сделать более серьезной». По словам депутата, доклад И.Б. Иванова — «документ очень расплывчатый и не содержит конкретных мер».
Председатель попечительского совета Института проблем глобализации М.Г. Делягин поднял вопрос об отсутствии в документе механизма финансового контроля над расходами военных, подчеркивая важность подобного контроля со стороны общества.
По мнению советника генерального директора ОМЗ В.В. Шлыкова (в прошлом — заместителя председателя Государственного комитета РФ по обороне), перед тем, как приступать к модернизации необходимо снять кадровый кризис в армии. Главным шагом в этом направлении должно стать безотлагательный перевод службы сержантского состава на контрактную основу. При этом эксперт подчеркивает, что преобразования в армии нужно именовать именно модернизацией, а не реформой, поскольку реформа — это устранение пороков и недостатков. А трансформация и модернизация — переход от удовлетворительного состояния на более высокий уровень.
В целом, выступавшие позитивно оценили факт открытой дискуссии в обществе по проблеме военной реформы. Положительную оценку получил факт создания в Министерстве обороны концепции военной реформы, что, по словам С.А. Караганова, является безусловным шагом вперед на пути модернизации российских Вооруженных сил.