20.10.2016
Работают ли Китай и Россия над созданием антизападной оси?
Валдайские записки
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Фу Ин

Профессор и директор Центра международной безопасности и стратегии при Университете Циньхуа, бывший заместитель министра иностранных дел.

США и Европа внимательно следят за обоими соседями, чтобы не упустить момент, когда те проявят желание создать антизападную ось. Основываясь на анализе уникальных преимуществ, кроющихся в развитии отношений между Китаем и России, можно сделать вывод, что обе страны достигли высокого уровня политического взаимодоверия и будут продолжать совместную деятельность по всем направлениям. Однако Китай не рассматривает создание закрытых союзов и политических блоков в качестве одного из направлений своей внешней политики.

2015 год был богат на события, затрагивающие как Китай, так и Россию. В июле 2015 года председатель КНР Си Цзиньпин участвовал в саммитах ШОС и БРИКС в Уфе. Си также нанёс визит в Россию и 9 мая принял участие в торжествах по поводу 70-й годовщины Победы СССР в Великой отечественной войне. В июне прошлого года Россию посетил председатель постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (высшего законодательного органа страны) Чжан Дэцзян, который участвовал в заседании совместного комитета по вопросам сотрудничества законодательных органов обеих стран, а также в Парламентском форуме БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Расписание на вторую половину 2015 года было также очень насыщенным. В сентябре во время своего визита в Китай президент РФ Владимир Путин принял участие в торжествах по поводу 70-й годовщины Победы Китая в Народной войне сопротивления против японской агрессии и в мировой антифашистской войне. В конце года прошла очередная ежегодная (двадцатая по счёту) встреча глав правительств обеих стран. На фоне продолжающегося ухудшения связей между Россией, США и западноевропейскими странами внимание всего мира привлекают тёплые отношения России и Китая.

В начале этого года я посетила несколько американских аналитических центров, где мне задавали вопросы о направлении развития китайско-российских отношений. Учёные из многих стран и представители СМИ озвучивают былые страхи, их интересует природа партнёрства наших двух стран. Приходят на ум параллели между всемирными потрясениями наших дней и периодом холодной войны. Всех занимает вопрос, а не сыграет ли и на этот раз свою зловещую роль блоковая политика сдерживания?

Уже довольно долгое время существуют две линии рассуждений относительно того, как оценивать и прогнозировать развитие китайско-российских отношений в будущем. Представители одной утверждают, что эти отношения отличаются уязвимостью, запутанностью и непредсказуемостью. По мере увеличения разрыва в уровнях мощи будет расти и взаимное недоверие к внешней политики соседа. Эти факторы в сочетании с нежеланием оказаться связанными обязательствами перед соседней страной, и помешали им стать союзниками во время холодной войны. После того, как в мае 2012 года обе страны наложили вето на резолюцию Совбеза ООН по Сирии, бывший президент Национального комитета по американской внешней политике Джордж Шваб охарактеризовал китайско-российские отношения как «брак по расчёту», заключённый из соображений целесообразности.

Но, с другой стороны, кое-кто считает неизбежным антизападный союз двух стран, находящихся под мощным американским давлением и рассматривающих США как главную угрозу своей безопасности. Такой союз, по их мнению, будет направлен на вытеснение США с ведущих позиций в мире с последующим установлением нового мирового порядка.

В статье, опубликованной на сайте центрального американского новостного портала «Бизнес инсайдер», даже перечисляются девять способов, с помощью которых Китай и Россия могли бы подорвать позиции США, включая мощное наращивание обычных и ядерных сил, предъявление территориальных притязаний, а также экономическую и военную поддержку государств-изгоев. Кроме того, в числе приёмов организации хаоса названы ведение кибервойны в мировом масштабе, непрямое содействие террористическим группам и создание препятствий процессу выработки решений в ООН.

В своих воззрениях на союзы Китай руководствуется историческим опытом. Формирование союзов зачастую было путём к созданию силовых блоков, позволявших слабым государствам объединяться и бороться за выживание.

С точки зрения Китая, традиционный союз имеет четыре основных признака. Во-первых, его членам в особых ситуациях обеспечивается возможность противостоять внешним угрозам. Во-вторых, члены союза не равны в силовом отношении, отчего более слабые попадают в зависимость от более сильных. В-третьих, при создании альянса одной или нескольким сторонам приходится жертвовать своими интересами. В-четвёртых, альянсы в большинстве своём не вечны и подвержены распаду при изменении ситуации или в связи с осуществлением задач, ради которых они создавались. А в международной перспективе альянс – это часто продукт политических блоков, посредством которого поддерживается неравный и несправедливый мировой порядок, изобилующий двойными стандартами.

Такая точка зрения вполне способна вызвать противоречия и конфликты между странами и группами стран и ограничить свободу политического выбора союзных государств при возникновении крупных мировых проблем. Можно с уверенностью утверждать, что ныне существующие альянсы – это отрыжка холодной войны. В тенденции XXI века они не вписываются. 

Международный дискуссионный клуб «Валдай»