15.05.2014
От ворот оборот
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку

Сохранить бизнес в России в условиях измененного законодательства Visa и MasterCard будет стоить в разы больше, чем уйти с отечественного рынка, пожертвовав прибылью. А именно минимум $1 млрд и $1,9 млрд против $160 млн и $350-470 млн для MasterCard и Visa соответственно. Такие оценки содержатся в закрытом исследовании американского банка Morgan Stanley. Впрочем, у международных платежных систем (МПС) есть менее прозрачные, но зато и менее затратные варианты, указывают эксперты.

В распоряжении «Ъ» оказалось исследование для подписчиков американского Morgan Stanley от 6 мая под названием «The Russian Bear: Impacts on V and MA» («Русский медведь: влияние на Visa и MasterCard»). В нем аналитики глобального инвестбанка оценивают последствия принятия поправок к закону «О национальной платежной системе» (5 мая их подписал президент РФ Владимир Путин). Поправки призваны нивелировать риски блокировки карточных операций российских банков со стороны международных платежных систем в рамках санкций, вводимых в отношении России зарубежными властями. Для этого МПС придется разместить на спецсчетах в ЦБ обеспечительный взнос, равный двухдневному обороту системы. Собственно, расходы Visa и MasterCard на продолжение работы в России и представляли основной интерес. Однако, учитывая, что финансовые показатели по России они не раскрывают, точной оценки до сих пор не было. По данным Morgan Stanley, исходя из ежедневного общего оборота наличных и безналичных платежей по картам в России в $1,6 млрд, MasterCard предстоит разместить в ЦБ $1 млрд, а Visa вдвое больше — $1,9 млрд. То есть в совокупности около 100 млрд руб.

Эти цифры на четверть превышают приблизительную оценку совокупных расходов обеих МПС на продолжение бизнеса в России (около 80 млрд руб.), которую в конце апреля приводила глава комитета Госдумы по финрынку Наталья Бурыкина. При этом, по подсчетам Morgan Stanley, $2,9 млрд — это минимум. «Платежным системам придется построить в России еще и процессинговые центры, а также уплачивать штрафы до 10% от размещенных в ЦБ взносов в случае отказа от предоставления услуг в одностороннем порядке»,— отмечается в исследовании.

Масштаб затрат МПС на то, чтобы остаться работать в России, несопоставимо больше их финансовых результатов от российского бизнеса. Аналитики Morgan Stanley в своем отчете приводят и эту оценку. По их подсчетам, доля российских подразделений в совокупной выручке МПС 3-4% у Visa и 2% у MasterCard. Исходя из этих оценок, а также данных отчетности глобальных MasterCard и Visa, чистая выручка их российских подразделений составляет $160 млн и $350-470 млн соответственно. «С учетом долей в выручке мы считаем, что с последствиями для совокупных доходов можно будет справиться, в случае если Visa и MasterCard придется уйти из России, особенно с учетом того, что маржа в России ниже средней по компании»,— говорится в отчете. Таким образом, получается, что финансово МПС выгоднее уйти, чем остаться.

Впрочем, финансовый аспект, очевидно, не единственный. Так, MasterCard вовсе не была категоричной в своих комментариях. «MasterCard более 20 лет работает в России, мы продолжаем изучать все составляющие нового закона и уверены, что некоторые его положения могут не только создать серьезные сложности для нашей работы в России, но и повредить российскому рынку электронных платежей в долгосрочной перспективе,— отметили там.— Мы продолжаем тесно сотрудничать с государственными органами, финансовыми организациями и торговыми предприятиями России». В Visa комментировать исследование Morgan Stanley не стали. Но ранее там отмечали, что «намерены тесно работать с правительством, чтобы найти выход из сложившейся ситуации». По словам источника «Ъ» в одной из МПС, «вывод о том, что дешевле уйти, чем остаться, не совсем справедлив». «Мы давно работаем на российском рынке, инвестировали в его развитие, привносили знания и технологии»,— отмечает он.

Ситуация не безвыходная, считают и банкиры. «Поскольку этот закон был принят как реакция на острую политическую ситуацию, не исключено, что системам все же удастся в ходе переговоров найти компромисс»,— отмечает предправления банка «Авангард» Валерий Торхов.

Тем более что никому не выгодно, чтобы системы ушли именно сейчас, пока внутренний оборот идет через них. Напомним, на фоне американских санкций по ситуации с Украиной российские власти решили строить собственную платежную систему, а на первом этапе этого строительства создать между крупными банками межхостовые соединения для проведения карточных операций в обход МПС (см. справку на этой странице). Но даже это требует времени. «Кроме того, даже при наличии отечественной платежной системы у россиян останется потребность в карточных услугах за рубежом», — отмечает господин Торхов.

Практическим решением, позволяющим МПС сохранить бизнес в России и при этом избежать огромных расходов на обеспечительные взносы в ЦБ, эксперты считают выделение российского бизнеса в отдельные структуры с акционерами, формально не связанными с Visa и MasterCard, например, российскими, а значит, и не обязанными подчиняться требованиям властей США по санкциям. Это же автоматически избавляет МПС от необходимости резервировать деньги в ЦБ. Похожий опыт у МПС уже был, указывают собеседники «Ъ». Например, подразделения Visa в Европе выделены в отдельные бизнесы — с неамериканскими акционерами, напоминает он. Впрочем, предложенный экспертами вариант гораздо менее прозрачен, да и момент сейчас другой.

| Коммерсант