«Коммерсантъ — Власть» провел исследование российских экспертных центров по изучению и анализу внешнеполитической ситуации. Среди отечественных think tanks журнал отдельно отметил Федора Лукьянова, главного редактора «России в глобальной политике».
————
ПО СТРАНАМ И СТЕЧЕНИЯМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В условиях мировой нестабильности и серьезных финансовых ограничений России, экономика которой целиком зависит от экспортных рынков для ее сырья, придется проводить крайне взвешенную и продуманную внешнюю политику. Это потребует от Кремля привлечения независимых экспертов. «Власть» изучила, есть ли в стране такие эксперты и как они могут влиять на принятие решений по вопросам внешней политики и безопасности.
Рассказывая о том, как строятся отношения чиновников и экспертов в области внешней политики, и дипломаты, и ученые частенько вспоминают одну и ту же историю. 7 июля 2010 года на сайте госзакупок появилась необычная тендерная заявка, размещенная управлением делами президента. Речь шла о выполнении научно-исследовательских работ для Кремля, многие из 23 лотов касались внешней политики. В частности, в лоте N14 разыгрывалось право написать исследование на тему «Договор о европейской безопасности: субстантивное наполнение, методы реализации, цели». Работа должна была лечь на стол заказчика к 30 ноября «для последующего доклада президенту РФ». Начальная стоимость контракта — 200 тыс. руб.
Этот тендер вызвал особое внимание потому, что к июлю 2010 года заключение Договора о европейской безопасности (ДЕБ) уже два года как было едва ли не главным приоритетом Москвы в отношениях с ЕС и личным проектом Дмитрия Медведева. Впервые об идее ДЕБ Медведев заявил летом 2008 года, делая упор на один тезис: никто в Европе не может укреплять свою безопасность за счет других. После войны в Грузии, приведшей к конфликту с ЕС, эта тема стала еще актуальнее. Впрочем, текст договора, о необходимости заключения которого дипломаты во главе с министром Сергеем Лавровым говорили на каждой международной встрече, появился лишь в ноябре 2009 года, да и то в виде 14 тезисов. В этих условиях Кремль и решил обратиться за помощью к экспертам. «Надо нарастить мясо на скелет»,— откровенно объяснял необходимость тендера один из собеседников «Власти».
В итоге история закончилась печально. В сентябре 2010 года, когда итоги конкурса были подведены, результатов по лоту N14 в протоколе не оказалось — тендер на написание ДЕБ был отменен. А вскоре российские чиновники демонстративно забыли о существовании этой прорывной дипломатической инициативы, на которую Москва потратила столько сил и времени. Если бы чиновники обратились к экспертам еще на стадии проработки идеи, результаты, возможно, были бы более значительными.
«Власть» попыталась разобраться, насколько значимую роль играют внешние специалисты при выработке Москвой решений в сфере внешней политики. Результаты общения с экспертами и чиновниками оказались крайне неоднозначными.
Опрошенные «Властью» дипломаты и специалисты по внешней политике с ностальгией вспоминают советские времена. Тогда экспертным сопровождением внешней политики (помимо закрытых команд аналитиков в недрах международного отдела ЦК, КГБ и МИДа) занимались академические институты, изучающие региональную проблематику. Работа была престижной и высокооплачиваемой. Помимо научных трудов писались аналитические записки, которые шли «на самый верх».