№ 1 Январь/Февраль 2004
  • Выбор «золотого миллиарда»

    Вступительное слово главного редактора

  • Трансатлантические отношения: три сценария

    Что делать, если Россия, возродившись после периода кризиса и нестабильности, окажется недружественной Западу и недемократической страной, стремящейся взять реванш за якобы нанесенные ей обиды? Сегодня подобное почти невозможно себе представить, но и такую перспективу не стоит сбрасывать со счетов, полагает знаменитый британский историк.

  • Москва и Тбилиси: начать сначала

    Смена власти в Тбилиси – хороший повод для того, чтобы переосмыслить российскую политику не только в отношении Грузии, но и на всем постсоветском пространстве. Россия должна проявить дружеское участие и снисходительность, достойные великой державы. В противном случае тбилисский сценарий может повториться в Кишинёве, Киеве или Минске.

  • «Русский мир» без границ

    (1)

    Драматическая история России ставит перед государством серьезную задачу. Мы должны приложить все силы к тому, чтобы россиянин, где бы он ни жил, гражданином какой бы страны ни являлся, всегда и везде чувствовал поддержку со стороны своей исторической Родины и мог в ее лице обрести для себя опору.

  • Вооруженные силы России и ее геополитические приоритеты

    (1)

    Российское военное ведомство обладает четким видением приоритетов строительства армии и флота. Это видение основано на учете места и роли России в современной системе международных отношений, а также на том принципиальном положении, что военное планирование должно отныне строиться, исходя из реальных потребностей в области национальной безопасности.

  • Система обороны США: глобальная трансформация

    За время работы администрации Джорджа Буша-младшего Соединенные Штаты сделали значительный шаг в сторону трансформации глобальной системы своей обороны. В соответствие с современными требованиями приводятся не только места дислокации, численность и потенциал вооруженных сил, но и характер военно-политических альянсов.

  • Европа задает вопросы

    Конкурентоспособная экономика, основанная на широкой отраслевой базе, вряд ли совместима с полуавторитарной политической системой. Зато экономика, базирующаяся на экспорте сырья, с ней вполне сочетается. Поэтому выбор типа экономического развития предопределяет и выбор того или иного политического режима.

  • Нужна ли нам интеграция?

    В современном мире самодостаточность – это категория, несовместимая с понятием «прогресс». Участие России в многочисленных и разнообразных системах отношений предоставляет свободу для маневра и не закрывает ни одной из возможностей. Вопрос лишь в принципах осуществления такой разнонаправленной интеграции.

  • Лоббизм по-европейски

    Способна ли Москва повлиять на процесс принятия решений, идущий в недрах Европейской комиссии? Учитывая особенности европейского механизма, возможности России, как и любого не входящего в ЕС государства, весьма невелики. Но тем более важно использовать хотя бы их.

  • Миссия России в эпоху второго «кризиса Гутенберга»

    Действия развитых стран в отношении наследства СССР на территории России напоминают дележ шкуры еще не убитого, но уже слабеющего и утратившего способность самостоятельно передвигаться медведя. Тем не менее он велеречиво и глубокомысленно рассуждает о своей роли в мировой истории и об организации конструктивного взаимодействия с группами охотников и мародеров.

  • Стратегия партнерства

    Некоторые утверждают, что внешняя политика Соединенных Штатов слишком сосредоточена на приоритете односторонних действий. Но видение Джорджа Буша, изложенное в его Стратегии национальной безопасности 2002 года, гораздо шире и глубже. Президент выступил с инициативой проведения смелой и эффективной политики в борьбе с терроризмом, он призвал решительно предотвращать региональные конфликты, приглашая на свою сторону другие крупные державы, такие, как Россия, Китай и Индия. И не в последнюю очередь президент связал Соединенные Штаты обязательством осуществлять при отстаивании национальных интересов и ценностей Америки стратегию партнерства, в которой жизненно важная роль принадлежит международным альянсам.

  • Имперская дилемма Америки

    Своими действиями и заявлениями Соединенные Штаты все больше уподобляются империи. Поэтому, возлагая на себя функции сильного и непреклонного лидера, Вашингтон должен сделать опыт предшественников предметом своего особо пристального внимания. При этом Америке не следует поддаваться соблазну вмешиваться в чужие дела, если на карту не поставлены ее собственные национальные интересы. Это, в частности, означает отказ от доктрины повсеместного продвижения демократии.

  • Как решить проблему государств-неудачников

    (1)

    Администрация Буша указывала на угрозы, исходящие от несостоявшихся и слабеющих государств, но не выдвинула в качестве приоритетной задачу укрепления этих слабых звеньев мировой конструкции. Вместо этого она сосредоточилась на отдельных преступлениях и оружии массового уничтожения. Это ошибочный подход, который ставит под угрозу достижение масштабной цели, поставленной администрацией, – сделать мир более безопасным. Вашингтон должен выработать более последовательную и активную стратегию предотвращения и сдерживания процесса падения государств. В противном случае Соединенным Штатам вскоре придется столкнуться с целым рядом глобальных проблем и потрясений.

  • Иранский тест для великих держав

    Иранский вопрос сегодня – это квинтэссенция всех ключевых проблем международной политики. От того, как разрешится данная коллизия, в значительной степени зависит, каким путем пойдет вся мировая политика. К такому выводу пришли участники конференции директоров европейских институтов международных исследований.

  • Интересы США и отношения с Россией

    (1)

    Россия ослабела настолько, что потеряла значимость для Соединенных Штатов. С этим утверждением категорически не согласны авторы доклада, подготовленного общественной Комиссией по национальным интересам США. Есть, как минимум, семь причин, по которым Вашингтон не должен отворачиваться от Москвы, утверждают видные американские эксперты.

  • Ядерная программа КНДР: перспективы развития

    Северная Корея утверждает, что вот-вот превратится в ядерную державу. Сколь серьезны звучащие угрозы, зачем они нужны Пхеньяну, и каковы перспективы разрешения кризиса? Эти вопросы обсуждали участники ситуационного анализа, проведенного в МГИМО (У) под руководством академика Евгения Примакова.

Еще больше материалов - на нашей странице
Все самое оперативное - в нашем twitter
Архив журнала
Выберите год
Выберите выпуск
журнала:
Колонка издателя

Новой миссией России может стать защита всего мира

Запад теряет свое военное превосходство, которое несколько столетий было основой его глобального доминирования. Россия, напротив, становится новым источником стабильности.

Колонка редактора

Филибастер на фуд-корте

В американском Конгрессе есть известный прием – филибастер. Когда кто-то из парламентариев хочет предотвратить принятие нежеланного ему законодательного акта, он произносит бесконечно длинную речь. Прервать конгрессмена не имеют права, если он не остановится сам...


Мир на перепутье и система международных отношений будущего

В будущем году мы будем отмечать крупные и взаимосвязанные юбилеи – 75-летие Победы в Великой Отечественной, Второй мировой войнах и создания ООН. Осмысливая духовно-нравственное значение этих дат, необходимо помнить и об эпохальном политическом смысле Победы в жесточайшей войне за всю историю человечества.

Исламская альтернатива: роль политического ислама в монархиях Залива

Монархии Персидского залива по-разному относятся к исламистским организациям. Если до Исламской революции 1979 г. в соседнем Иране они еще верили, что «Братья мусульмане» незаменимы при строительстве государства, то после постепенно стали к ним охладевать.

Северокорейский вопрос после ухода Болтона

Нельзя сказать, что увольнение Болтона стало неожиданностью – полтора месяца назад, когда автор был в Вашингтоне, по городу уже ходили слухи о том, что непоколебимый помощник по вопросам национальной безопасности вызывает всё больше раздражения у Трампа и, главное, у «внутреннего круга» президента, у тех людей, к мнению которых Трамп склонен прислушиваться.

Последняя линия обороны диктаторов

Прошедшее десятилетие было хорошим и плодотворным для разных диктатур. Влияние самых могущественных авторитарных стран мира, Китая и России, быстро росло. Впервые с конца XIX века совокупный ВВП автократий сравнялся с совокупным ВВП западных либеральных демократий или даже превзошел его.

Развитие Дальнего Востока и китайско-российские отношения: новое видение и новые подходы

После распада Советского Союза Дальний Восток стал тяжким бременем для России, не позволяя ей реализовать свои «великодержавные» амбиции и затрудняя процесс государственного строительства в постсоветский период. Однако с 2012 года, в ходе эксперимента, продлившегося несколько лет, регион вышел на траекторию стабильного развития. Такая стратегия развития в перспективе должна сыграть активную роль в двусторонних российско-китайских отношениях и переформатировании регионального порядка.

Япония и развитие российского Дальнего Востока

Существуют разные мнения о том, когда начался нынешний процесс активного развития отношений между Россией и Японией. Как представляется, поворотным моментом стала фраза «хикиваке» (по вопросу о дальнейших мероприятиях в рамках подписания мирного договора между Москвой и Токио), произнесённая Владимиром Путиным на пресс-конференции с зарубежными журналистами в марте 2012 года.