06.09.2004
Россия и Германия: лейтмотив сотрудничества
№4 2004 Июль/Август
Герхард Шрёдер

Федеральный канцлер ФРГ (1998—2005).

Никогда еще в истории отношения между Германией и Россией не были столь тесными и развитыми, как сейчас. Позиции обеих стран по наиболее важным вопросам международной политики совпадают; что же касается экономики, то Германия является для России экономическим партнером номер один. В прошлом году мы достигли новых рекордных показателей в германо-российской торговле. Процветает и культурный обмен между двумя народами. Германия и Россия ступили на путь строительства стратегического партнерства на благо процветающей Европы и стабильного мироустройства.

Все это, однако, не далось нам как нечто само собой разумеющееся. В будущем году мы отметим шестидесятую годовщину окончания Второй мировой войны. Ужасы этого жестокого конфликта, от которого особенно пострадали народы бывшего Советского Союза, еще живы в памяти людей. Всего 15 лет прошло с исторического поворота, положившего конец расколу не только Германии, но и всего европейского континента. Антагонистическое мышление и действия, направленные друг против друга, сменились осознанием того, что нас связывают общие интересы и ценности. Сегодня более 90 % россиян отзываются о Германии с симпатией. Германия, Европа и Россия преследуют одинаковые или схожие стратегические цели. Это установление прочного и мирного порядка во всей Европе, стабилизация соседних с нами регионов – Ближнего и Среднего Востока, борьба с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения (ОМУ) и, наконец, развитие «эффективного мультилатерализма». У нас есть шанс использовать себе во благо огромные возможности евро-азиатского экономического пространства. Мы должны совершенствовать инструментарий, необходимый для достижения общих целей. Если говорить конкретно, то это требует от нас более интенсивного сотрудничества на четырех уровнях: на уровне гражданских обществ наших стран, в области экономических отношений, в сфере европейской политики и на международной арене.

ПАРТНЕРСТВО МЕЖДУ ГРАЖДАНСКИМИ ОБЩЕСТВАМИ

Сколь важную роль ни играло бы сотрудничество между правительствами, мы не сможем в полной мере использовать наш общий потенциал в эпоху глобализации, если более тесными не станут связи между гражданскими обществами наших стран.

За последние годы нам удалось достигнуть ощутимого прогресса в этой области. Парламенты обеих стран, федеральные земли и регионы, многочисленные ведомства и учреждения поддерживают интенсивные контакты. Постоянно возрастает и без того значительное число городов-побратимов, связывающих граждан наших стран; сотни школ в России поддерживают партнерские отношения со школами в Германии. Германо-российские культурные встречи 2003–2004 годов ярко продемонстрировали традиционную культурную близость наших народов. Представители гражданских обществ обеих стран регулярно встречаются в рамках форума «Петербургский диалог», который инициировали мы с президентом Путиным. В прошлом году мы заключили межправительственное Соглашение об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия, существенно улучшающее условия для путешествий бизнесменов, студентов, представителей культуры и других категорий граждан. Между Брюсселем и Москвой ведутся переговоры с долгосрочной целью отменить визовый режим между Европейским союзом и Россией.

Все эти успехи впечатляют. И все же в наших силах сделать еще больше для укрепления связей между гражданскими обществами. Здесь мне хотелось бы остановиться на трех конкретных областях.

Молодежные и школьные обмены. Будущее германо-российских отношений зависит прежде всего от молодого поколения. Встречи молодых россиян и немцев, взаимный интерес, умение лучше понимать друг друга – только это сохранит осознание важности германо-российских отношений. Поэтому мы договорились о заключении нового Соглашения о молодежных и школьных обменах.

Тем самым мы рассчитываем, что теперь больше россиян, участвующих во взаимном обмене, будут приезжать к нам для ознакомления с Германией и ее жителями, и наоборот – большее число наших граждан смогут лучше узнать Россию. Для этого мы создаем в Германии и России специальные бюро, сотрудники которых пропагандируют германо-российские обмены, консультируют заинтересованных лиц и содействуют проведению встреч школьников и молодежи. Деятельность германского бюро курируют Федеральное правительство, фонды и деловые круги, что внушает особые надежды на будущий успех.

Стратегическое сотрудничество в области образования и профессиональной подготовки. Общество XXI века зиждется на знаниях, так что работа в области образования и профессиональной подготовки – решающая инвестиция в наше общее будущее. Поэтому и в этих областях Германия и Россия тесно сотрудничают. Так, с 1998 года более двух тысяч российских менеджеров прошли стажировку в Германии, где они получили возможность познакомиться с местными предприятиями изнутри. Германская система двухуровневого образования, предполагающая как практическую (на предприятиях), так и теоретическую (в профтехучилищах) подготовку, может благотворно воздействовать на подрастающее поколение специалистов в России. Поэтому мы хотим, чтобы наше сотрудничество в области образования и профессиональной подготовки строилось на новом стратегическом фундаменте. Ведь в соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года реформа системы образования является одной из приоритетных задач президентства Владимира Путина.

Сотрудничество в области науки и научных исследований. Нет другой европейской страны, в которой существовали бы столь богатые традиции научно-исследовательского сотрудничества с Россией, как в Германии. Партнерские отношения связывают 525 высших учебных заведений, многочисленные германские и российские научные центры сегодня работают над совместными проектами практически во всех областях научных исследований и развития технологий. Примерно 5 тысяч российских ученых интегрированы в мощную научную инфраструктуру Германии. В общей сложности около 15 тысяч студентов, исследователей и преподавателей эффективно участвуют в программах обмена. Это основа для создания новых и развития уже существующих возможностей (например, в области прикладных наук), совместных международных исследований и форм университетского обмена. Одним из проектов-маяков германо-российского сотрудничества в области научных исследований призван стать Германский исторический институт в Москве, который должен как можно скорее начать работу.

Активизация экономических отношений. Президент Путин заявил о намерении за десять лет удвоить российский ВВП. Темпы развития за последние годы подтверждают: поставленная честолюбивая цель достижима. Ее реализация соответствует германским и европейским интересам, поскольку модернизированная, процветающая Россия открывает перед всей Европой широкие возможности в области экономики. Германские предприниматели осознали этот факт и поэтому развернули в России стратегическую инвестиционную деятельность. При этом речь идет не только о планах крупных предприятий Германии и России, но и об активном участии в этих процессах среднего предпринимательства. Именно предприятия среднего бизнеса являются инновационным и стабилизирующим фактором народного хозяйства. Сегодня в России на таких предприятиях занято всего 10 % работающего населения. Для сравнения: в Германии это число достигает 70 %. Поэтому я настойчиво поддерживаю усилия президента Путина, направленные на поддержку и развитие среднего бизнеса. Германо-российский форум среднего предпринимательства, который пройдет в октябре текущего года, должен способствовать решению этой задачи.
Россия – главный поставщик энергоносителей в Германию. Около трети нашего импорта нефти и газа мы получаем из России. Уже одного этого достаточно, чтобы уделять особое внимание будущему сотрудничеству в энергетической области. Во время встречи германских и российских предпринимателей в июле нынешнего года мы с президентом Путиным договорились интенсифицировать наше сотрудничество в этой области. Мы хотим оказывать поддержку нашим предприятиям, поставить сотрудничество, до сих пор опиравшееся в основном на поставки энергетических ресурсов, на более широкий фундамент. В этом могло бы помочь, например, участие германских фирм в добыче природного газа и строительстве газопровода через Балтийское море. Будучи лидером в области технологий по экономии и эффективному использованию энергии, а также в разработке возобновляемых источников энергии, Германия может внести вклад в некоторые отрасли производства, важные для России.

Киотский протокол, направленный на защиту мирового климата, открывает обширные возможности для модернизации энергообеспечения. Он целенаправленно создает стимулы для увеличения объема иностранных инвестиций в создание эффективной структуры энергообеспечения. Ведь в счет обязательств по сокращению выброса парниковых газов могут зачисляться и сокращения, достигнутые благодаря инвестициям за границей. Заинтересованность в таких инвестициях велика, и ратификация Киотского протокола, таким образом, принесла бы России явные преимущества.

Энергетический сектор играет важную роль, однако было бы неправильно ограничивать германо-российские экономические отношения только областью нефти и газа. Необходима также стратегия «по ту сторону нефти». На деле это означает углубление сотрудничества в секторах, за которыми будущее, – например, в области высоких технологий. На этом направлении Россия с ее большим научным потенциалом также располагает значительными возможностями. Поэтому нам следовало бы начать германо-российское партнерство в области развития этих технологий. Биотехнология, фармацевтика, информационная технология и телекоммуникация, аэронавтика и космонавтика, а также производство комплектующих деталей для автомобилестроения выйдут при этом на первый план.

Решающим для будущей динамики германо-российских экономических отношений станет процесс дальнейшей интеграции России в глобальные экономические структуры. Вот почему такое большое значение имеет вступление России в ВТО. В мае с. г. Европейский союз завершил двусторонние переговоры с российским кабинетом министров. Мое правительство настоятельно поддерживало идею завершения этих переговоров в органах Европейского союза. Сейчас важно как можно скорее завершить переговоры и с другими государствами – членами ВТО. Вступив в это международное правовое объединение, Россия также станет неотъемлемой частью и равноправным партнером международного экономического сообщества. Членство России в ВТО повлечет за собой и укрепление российского гражданского общества, так как окажет положительное влияние на экономическую ситуацию в России и будет способствовать утверждению прав собственности, приведет к более прозрачной конкуренции и росту эффективности механизмов правозащиты. Правовая защищенность и надежные рамочные условия – это ключ к интеграции России в мировую экономику.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И РОССИЯ: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

Окончание холодной войны предоставило России и Европе исторический шанс для того, чтобы построить долгосрочные взаимоотношения на основе все более тесного партнерства и сотрудничества.

Германия последовательно выступает за формирование всеобъемлющего партнерства. На пути к достижению этой цели мы сделали существенные шаги вперед. Уже в 1997 году в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Европейский союз и Россия договорились об укреплении сотрудничества с целью создания зоны свободной торговли. Одновременно мы поддерживаем политический диалог по всем важным европейским и международным темам в рамках учрежденного в 2003 году Постоянного совета партнерства.

При этом впечатляет, насколько совпадают наши интересы во многих областях. В прошлом году во время саммита в Санкт-Петербурге Европейский союз и Россия договорились претворить в жизнь концепцию «четырех общих пространств».

Целесообразно было бы быстро наполнить эти «четыре пространства» практическим содержанием. Речь идет об общем экономическом пространстве, общем пространстве свободы, безопасности и правосудия, пространстве сотрудничества в области внешней безопасности и пространстве научных исследований, образования и культуры. Строительство общего экономического пространства подразумевает дальнейшее углубление нашего успешного экономического сотрудничества и использование возможностей, возникающих в результате создания общей инфраструктуры в сфере энергообеспечения, коммуникации и транспорта. Для повышения внутренней безопасности мы хотим сообща бороться с трансграничной преступностью и терроризмом, а в пространстве свободы – расширять возможности для путешествий путем дальнейшего упрощения визового режима. Интенсивно сотрудничая в области внешней безопасности, мы хотим прийти к стабильному миру во всей Европе и прежде всего в соседних регионах, а также добиться четкого согласования действий по всем международным вопросам. Сформировать общее пространство научных исследований, образования и культуры – это значит полнее раскрыть богатый интеллектуальный и культурный потенциал, заложенный в наших отношениях.

«ЭФФЕКТИВНЫЙ МУЛЬТИЛАТЕРАЛИЗМ» – НАША ОБЩАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Германия и Россия несут особую ответственность за создание миропорядка, основанного на принципах равноправия, многополярности и сотрудничества. Для этого необходимо сообща противостоять глобальным и региональным угрозам безопасности и стабильности. Это относится не только к борьбе с международным терроризмом, но и к конфликтам в странах, являющихся нашими непосредственными соседями. При этом приоритетное значение имеет стабилизация Большого Ближнего Востока. До тех пор пока этот регион будут сотрясать кризисы, конфликты с применением силы и идеология фундаментализма, оттуда будет исходить угроза региональной и глобальной стабильности.

Есть безотлагательная необходимость в том, чтобы Германия, Европейский союз и Россия продолжали совместные усилия по достижению стабильности на западе Балкан. Кроме того, следует задуматься над тем, что мы можем сделать для благоприятного развития стран Закавказья и Центральной Азии.

Добиться миропорядка, основанного на сотрудничестве, можно только при помощи «эффективного мультилатерализма», только многосторонние действия с опорой на общие ценности и принципы способны обеспечить долгосрочные успехи в урегулировании региональных конфликтов и решении глобальных проблем. И в Германии, и в России считают: ключевой предпосылкой для «эффективного мультилатерализма» является дееспособная Организация Объединенных Наций. Однако ООН, включая Совет Безопасности, нуждается во всеобъемлющем реформировании. Решения Совета Безопасности будут пользоваться всеобщим признанием и воплощаться в жизнь лишь в том случае, если их легитимность не подлежит никаким сомнениям. Для этого необходима более репрезентативная структура, отражающая реалии XXI века. Поэтому Германия решительно выступает за реформу и расширение состава Совета Безопасности.

В рамках такой реформы Германия готова взять на себя бЧльшую ответственность в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН. Россия поддерживает как проведение данной реформы, так и это желание Германии.

«Эффективный мультилатерализм» требует также более тесного сотрудничества крупных промышленных государств и России в рамках «большой восьмерки». При этом особое значение придается программе глобального партнерства против распространения ОМУ и материалов, пригодных для его изготовления. До 2012 года в программу будет инвестировано 20 миллиардов долларов США, 1,5 миллиарда из них обязалась выделить Германия. Уже началась реализация трех крупномасштабных германо-российских проектов по уничтожению химического оружия, утилизации атомных подводных лодок и физической защите ядерных материалов.

Наконец, важным многосторонним политическим инструментом является Организация Североатлантического договора. С момента создания Совета Россия – НАТО отношения сторон стали гораздо более глубокими. Германия, как и другие государства – члены НАТО, заинтересована в дальнейшем расширении этого сотрудничества. Возможным полем для совместной деятельности могли бы стать борьба с терроризмом и противодействие распространению ОМУ. Нам также следует подумать о совершенствовании механизмов оперативного взаимодействия наших вооруженных сил вплоть до создания общих миссий по поддержанию мира.

ВМЕСТЕ С РОССИЕЙ ПО ПУТИ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

Россия переживает трудное время социальной и экономической трансформации. Германия и Европейский союз будут и впредь оказывать поддержку России на пути перемен.

Однако Россия должна сама разработать модели, которые позволят ей совмещать собственные традиции с ценностями, объединяющими нас сегодня: свободой, принципами правового государства, демократией и рыночной экономикой.

Мы хотим, чтобы нашим партнером была стабильная Россия. А предпосылкой стабильности, как показывает европейский опыт, являются сильные демократические институты, заботящиеся о том, чтобы население поддерживало решения политически ответственных лиц.
Для этого, в свою очередь, необходима последовательная обратная связь между теми, кто принимает политические решения, с одной стороны, и «уверенным в себе» парламентом, а также живым гражданским обществом – с другой. В долгосрочном плане свободная конкуренция идей – залог того, что самые лучшие решения смогут пробить себе дорогу и утвердиться.

Лейтмотивом Послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации 2004 года была идея «создания в России свободного общества свободных людей». В деле реализации данной идеи Германия будет для России близким и надежным партнером.

Содержание номера
Почему Шрёдеру нравится Россия
Александр Рар
Национальность: киберрусский
Роберт Сондерс
В Интернет за инвестициями
Вячеслав Тимофеев
Россия в Сети
Павел Житнюк
Офшор для отечественных мозгов
Андрей Коротков
На исходе нефтяной эры
Владимир Милов
За рамки Киотского протокола
Джон Браун
Карабахский тупик: где выход?
Владимир Казимиров
Турецкий вопрос
Тьерри де Монбриаль
Широкий взгляд на Большой Ближний Восток
Реджеп Тайип Эрдоган
Война, изменившая мир
Фёдор Лукьянов
Россия и Германия: лейтмотив сотрудничества
Герхард Шрёдер
Париж – Берлин – Москва: новый европейский полюс?
Бертран Безансено
Россия как уменьшенное подобие всего мира
Томаш Гарриг Масарик
Смысл расширения Евросоюза
Вацлав Клаус
Новое лицо Европы
Вернер Вайденфельд
Конкурентоспособность? Спасибо, не надо
Ксения Юдаева
Объединенные Нации в XXI веке
Брайан Уркхарт
Сдвиг в глобальной расстановке сил
Джеймс Хоуг-младший
Война вне Европы
Валерий Брюсов