Украинский кризис и американский лоббизм

6 апреля 2014

Арег Галстян - эксперт по политике США на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, факторам лоббизма во внешней политике США, по внутриполитическим процессам в США, руководитель научно-аналитического портала American Studies.

Резюме: Украинский кризис в очередной раз продемонстрировал особенности принятия политических решений в США.

Украинский кризис в очередной раз продемонстрировал особенности принятия политических решений в США. С самого начала конфликта между украинской правящей элитой во главе с президентом Виктором Януковичем и оппозиционными силами Белый дом старался придерживаться нейтральной линии, ведя переговоры и с теми, и с другими. К сдержанной и сбалансированной позиции призывали и лидеры Демократической партии в Конгрессе – сенатор Гарри Рид и член Палаты представителей Нэнси Пэлоси.

Изначальная сбалансированная позиция президента Барака Обамы и демократических элит не случайна. По данным «Центра ответственной политики», ведущей мониторинг деятельности крупнейших лоббистских фирм Америки, Виктор Янукович пользовался услугами профессиональных лоббистов из рейтинговой компании Podesta Group. Это одна из самых влиятельных структур подобного рода в Соединенных Штатах, сотрудники которой имеют непосредственный доступ к администрации президента. Более того, ее основатель Тони Подеста известен своими широкими политическими связами в стане Демократической партии. Добавим, что услугами лоббистов из Podesta Group пользуются политические элиты таких постсоветских стран, как Грузия, Казахстан и Азербайджан.

В 2009 году «Европейский центр по современней Украине» (ECFMU), финансирующийся за счет официального Киева, нанял профессиональных лоббистов из вышеназванной фирмы – Дэвида Адамса, Пола Брейсвайта и Вилльяма Эббса. В фирме Тони Подесты они отвечают за связь с администрацией Белого дома. Согласно отчету мониторинговой организации Lobbying Datebase, с 2010 по 2012 гг. Podesta Group» потратила на лоббирование Украины более 18 млн долларов. В 2011 г. проукраинские лоббисты добились важного результата. Один из помощников лидера Республиканского меньшинства Сената, ранее представляющего интересы Украины, заявил изданию The Daily Beast, что ECFMU и Podesta Group истратили немалые деньги, чтобы заблокировать инициативу сенатора – республиканца Ричарда Дурбина о призыве к «освобождению из тюрьмы бывшего премьер-министра Юли Тимошенко».

С началом обострения ситуации Эдвард Катлер – один из лоббистов, представляющий интересы Украины, заявил: «Пока мы не знаем, что происходит на Украине, в этой связи международное сообщество должно воздержаться от односторонних оценок и критики в адрес правительства и президента Виктора Януковича». Podesta Group использовала свои ресурсы, чтобы оттянуть критику со стороны официального Вашингтона и дать президенту Януковичу время, чтобы разобраться.

И, несмотря на то, что заместитель госсекретаря Виктория Нулад несколько раз посещала Киев, президент Обама, до начала серьезных столкновений не выступал с официальным заявлением о позиции США. Дальнейшее развитие событий в Киеве привело к человеческим жертвам и лидеры Республиканской партии в Палате Представителей и Сенате – Джон Бейнер и Митч Макконелл призвали президента США «вмешаться в ситуацию на Украине и поддержать стремление украинского народа к свободе». После того, как оппозиция захватила власть в Киеве, и президент Виктор Янукович бежал из страны, «Европейский центр по современней Украине» (ECFMU) прекратил финансирование лоббистской деятельности.

Следующий этап, ознаменовавший столкновение правящей демократической элиты с лоббистами, – рассмотрение резолюции об «оказании финансовой поддержки Украины». Как демократы, так и республиканцы использовали фактор украинской резолюции для воплощения в жизнь собственных внутренних задач. 6 марта 2014 года комитет по международным делам под председательством республиканца Эдварда Ройса принял резолюцию № 499 о «Политической ситуации на Украине», в которой содержались следующие важные пункты:

  • Европейские страны и бывшие советские республики должны поддержать инициативу энергетической диверсификации по сокращению российского контроля над экспортом энергоносителей;
  • Комитет по международным делам призывает Конгресс и администрацию президента оказать Украине финансовую и гуманитарную поддержку;
  • НАТО и члены ЕС должны немедленно прекратить контакты с Российской Федерацией. В том числе ввести ограничение на продажу России различного рода военной техники, которые могут быть в дальнейшем использованы против Украины;
  • США и их союзники должны бойкотировать саммит G-8 в Сочи. В дальнейшем необходимо поставить вопрос об исключении России и провести саммит в формате G-7;
  • Администрация должна вести диалог с европейскими союзниками и другими государствами, чтобы отменить выдачу виз, ввести финансовые и торговые санкции в отношении высших должностных лиц России, а также российских и украинских олигархов, причастных к вмешательству России в дела Украины.

Именно резолюция № 499 легла в основу разработки законопроекта об «Оказании финансовой поддержки Украины и введения санкций против России». Однако подготовленная сенаторами-демократами резолюция включала в себя пункт о реформировании общего уставного капитала Международного валютного фонда. Еще в 2010 г. МВФ принял решение об увеличении общего бюджета в два раза и перераспределении голосов в пользу развивающихся стран. До сих пор реформа не вступила в силу из-за отсутствия согласия США, являющихся крупнейшим финансовым донором.

Демократические элиты предлагают увеличить уставной капитал МВФ за счет перевода более 60 млрд долл. из кризисного фонда в общий бюджет. Подобный шаг автоматически позволил бы Украине удвоить объем займа у МВФ, но может привести к усилению роли Китая, Индии и России в рамках организации. Президент Барак Обама идет на подобный шаг совершенно осознанно, ввиду прагматичных экономических расчетов. Республиканцы систематически блокируют резолюции, в которых имеет место пункт об МВФ. С одной стороны подобная позиция легко объясняется тем, что на карту поставлены интересы крупных финансовых элит, чьи интересы лоббируют республиканцы. Корпорация Heritage Action for America, имеющая влиятельную лоббистскую группу сенаторов в Конгрессе, распространила заявление, в котором отмечалось: «Положение о МВФ никак не связано с агрессией России против Украины и не имеет отношения к захвату Крыма».

Инициатива о включении пункта об МВФ – результат работы другой влиятельной лоббистской группы – Koch Industries, Inc. Братья Коч более пяти лет ведут лоббистскую кампанию против президентской программы Obamacare, ставшей одной из самых крупномасштабных проектов со времен президентства Джона Кеннеди. Эта программа по обязательному медицинскому страхованию одобрена Конгрессом еще в 2010 г., когда большинство в Палате и Сенате было за демократами. Принятие данного закона нанесла существенный удар по бизнесу семьи Коч, имеющих самую широкую сеть частных медицинских учреждений в Америке. С тех пор, братья Коч финансируют республиканские элиты, действующий против внутренней и внешней политики президента Барака Обамы.

В 2012 году Koch Industries, Inc вложила более 40 млн долл. в президентскую кампанию республиканца Митта Ромни, который, однако, не сумел составить серьезную конкуренцию Бараку Обаме. По данным центра Lobby Watch, лоббистами семьи Коч являются более 250 конгрессменов, включая спикера Палаты Джона Бейнера и лидера республиканского большинства Эрика Кантора. Таким образом, в связи с поправкам, внесенными членами демократической партии, спикер Палаты Представителей республиканец Джон Бейнер заявил: «Республиканцы будут голосовать за прямое государственное финансирование, мы обещали дать кредит Украине, но  деньги МВФ не имеют к ней никакого отношения».  

В итоге, 14 марта 2014 года Сенат отложил голосование по резолюции. Поскольку до этого было обещано, что Конгресс одобрит кредит в течение недели, республиканцы вновь выставили Обаму как слабого лидера, не имеющего влияния на собственную партию, которая обладает большинством в Сенате. Лидер сенатского большинства, демократ Гарри Рид обвинил в провале голосования республиканцев, лоббирующих интересы известных в стране бизнесменов братьев Коч. «Братья Коч, используя свои связи, тормозят инициативы США по оказанию помощи Украине, которая находится в крайне сложном экономическом положении.  Когда сенаторы-республиканцы спешат защищать братьев Коч, они также защищают их радикальную философию. И это радикализм. Откуда мы знаем, что это радикализм? Они так сказали». 

В свою очередь республиканцы обвинили демократов в нарушении процедур внесения изменений, о которых их представители не были поставлены в известность. «Пункт об МВФ необходимо убрать. На каком основании был внесен этот пункт и почему это не обсуждалось? Подобные формулировки в резолюции неприемлемы и должны быть пересмотрены», - заявил лидер Республиканского меньшинства в Сенате Митчелл Макконелл. Демократы, понимая безвыходность ситуации, пошли на уступки республиканцам. В своем интервью Fox News Гарри Рид заявил: «Похоже, мы нашли способ продвинуться вперед по законопроекту об Украине. В необходимости реформы МВФ, мы не сомневаемся. Но сейчас главным является оказание поддержки Украине». В итоге, пункт о реформировании МВФ был исключен из резолюции, впоследствии одобренной обеими палатами.

Итак, резолюция об оказании финансовой помощи Украине была использована обеими партиями для решения собственных внутрипартийных и лоббистских задач. Но республиканцы эффективнее использовали просчеты оппонентов, что снижает шансы демократов сохранить большинство в Сенате на предстоящих выборах осенью и влияет на будущую президентскую кампанию-2016. 

} Cтр. 1 из 5