14.01.2015
Кто стоит за терактами во Франции?
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Арег Галстян

Эксперт по политике США на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, факторам лоббизма во внешней политике США, по внутриполитическим процессам в США, руководитель научно-аналитического портала American Studies.

Теракты во французской столице вызвали резкую активизацию дискуссий о терроризме в европейской экспертной среде. В целом, как простые европейцы, так и официальный Брюссель шокированы от того, что произошло в Париже. И, если реакцию граждан стран ЕС понять можно, то дезориентацию политических кругов объяснить трудно. Терроризм в Европе – не есть что-то из ряда вон выходящее. Не будем забывать, что именно в Европе зародились и активно действовали Ирландская Республиканская Армия, Баскская группировка «ETA» и Красные бригады. Одни эксперты напоминают об этих группах, однако, подчёркивают, что исламский терроризм – нов для Старого света. Подобная формулировка в корне неверная, ибо трудно найти европейскую страну, которая бы так или иначе не пострадала от таких организаций, как «Черный сентябрь» или «Аль-Каида». По сути, именно европейцы должны тщательнее других осознавать угрозу терроризма и быть к ним готовыми.

Что произошло? Братья Шериф и Саид Куаши, виновные в расстреле журналистов в парижском офисе журнала Charlie Hebdo, поддерживали тесные связи с террористами, по меньшей мере, с 2011 года. Иными словами, братья встали на тропу джихада задолго до того как ИГИЛ начал вербовку по всему миру. По данным американских и йеменских спецслужб, Шериф Куаши  состоял в группировке «Джихад 19-й Сети». Парадокс в том, что данная организация не входит в сеть ближневосточных группировок. Она была сформирована еще в начале 2001 г. радикальными мусульманами северо-восточной части Парижа. Неужели французская разведка не знала о существовании 19-й Сети и ее членах? Трудно в это поверить, с учетом того, что йеменцы об этом знали и заранее предупреждали официальный Париж. Более того, данная группа вербовала молодых французских мусульман для дальнейшей отправки в Ирак для борьбы против США и ее союзниц. Неужели французы не знали и об этом и не получали информацию от своих коллег из Лэнгли?

Так, Шериф Куаши был не просто одним из рядовых членов группы, но наиболее боеспособным и образованным. Согласно AlJazeera, его было просто завербовать, так как он был глубоко возмущен информацией о жестоких пытках заключенных в иракской тюрьме Абу-Грейб и решил присоединиться к иракцам в борьбе против США. Французский эксперт по исламу Жан Филиу в сборнике «Эволюция глобальной террористической угрозы: От 9/11 до смерти Усамы бен Ладена» также отмечает: «Для мусульман Франции и других европейских стран война в Ираке стала решающим моментом, который посеял семена недовольства и дал опасные урожаи на долгие годы». Впервые Шериф был арестован в 2005 г. при попытке отправиться в Ирак через Дамаск, и был заключен в тюрьму на три года в ожидании суда. Приговор на 3 года заключения вынесли лишь в 2008 г., но Шерифа выпустили, поскольку он уже отсидел к этому времени положенный срок.

Примечательно, что на место аль-Заркави пришел тогда еще молодой Абу Бакр аль-Багдади, который, известен сегодня как халиф  и лидер Исламского государства – главного соперника «Аль-Каиды». Этот факт имеет одно из ключевых значений для понимания дальнейшего развития событий. Так, тот факт, что Куаши проходил подготовку в «Аль-Каиде Аравийского полуострова» под началом Анвара аль-Авлаки и готовился войти в группу аль-Заркави, говорит о том, что 19-Сеть стала де-факто парижским подразделением «Аль-Каиды». После убийств аль-Авлаки и аль-Заркави, многие подразделения «Аль-Каиды» заявили о своем выходе и дальнейшего автономного существования. В тот период для ее духовного лидера Аймана аз-Завахири было важно сохранить под своим контролем ведущие региональные группировки, и вопрос о расширении сети в Европе отошел на второй план.

Лидеры 19-й Сети долгое время ждали своего часа, но поддержку получили отнюдь не от «Аль-Каиды», а от динамично развивающегося Исламского государства. Переманив на свою строну ряд автономных групп и филиалов «Аль-Каиды», Аль-Багдади делает первые шаги за рамками Ближнего Востока. Еще в 2011 г. Шериф установил контакт с тунисским террористом Бубакер-эль-Хакимом, сейчас известным членом Исламского Государства. По словам главного редактора американского журнала Long War Journal Томаса Джозселина, у Шерифа Куаши могли быть связи с Исламским Государством уже после суда. «Ни одна группа еще не взяла на себя ответственность за нападение на Charlie Hebdo, в ходе которого также погибли два парижских полицейских, но эксперты говорят, что есть некоторые явные признаки того, что четко-выработанный план и подготовка велись в таких террористических группах, как Исламское Государство».

Почему ИГИЛ, а не «Аль-Каида»? Во-первых, как уже отмечалось, Аль-Каида находится в серьезном кризисе и постепенно теряет влияние над своими подразделениями. Во-вторых, почерк и методика действия братьев Куаши схож с тем, как проводят одиночные операции члены ИГИЛ. В этой связи важно отметить, что почерк Аль-Каиды – это крупные и хорошо спланированные операции, похожие на теракты 9/11. Так, эксперт по терроризму и старший вице-президент Soufan Group Роберт Макфадден заявил: «Такое мелкое нападение, тактический штурм – не то, как работает «Аль-Каида». «Аль-Каида» поощряет других осуществлять террористические акты, при этом непосредственно не управляя и не контролируя их». В-третьих, ИГИЛ имеет под своим началом наиболее крупную фракцию завербованных радикалов, которые долгое время жили именно во Франции. На сегодняшний день количество французских джихадистов в ИГИЛ превалирует над всеми остальными европейскими радикалами.

В-четвертых, именно ИГИЛ пригрозил расправы над теми, кто оскорбляет ислам. Не секрет, что журналисты Charlie Hebdo часто насмехались над исламом и пророком Мухаммедом, как и над другими религиями. В 2011 г. офис журнала был сильно поврежден зажигательной бомбой после того как была опубликована пародия на пророка Мухаммеда в честь победы исламистской партии на выборах в Тунисе. И, наконец, важно и то, что именно Франция одна из первых в Европе поддержала и организовала с США авиаудары по позициям ИГИЛ в Ираке. Французское издание Le Point сообщило, что братья были летом 2014 г. в сирийском городе Ракка, где сегодня находится штаб-квартира подразделение ИГИЛ в Сирии.

Тот факт, что Шерифу Куаши понадобилось десять лет, чтобы найти способ убить оскорбивших ислам журналистов, показывает, каким долгим и выжидающим было состояние радикалов в Европе, особенно во Франции. Тот факт, что исполнителем этого теракта стал боец священной войны, имеющий судимость по статье терроризм и запрет на въезд в США, также подчеркивает значимость проблемы, которая стоит перед французскими чиновниками, разведкой и полицией.