21.03.2014
Кризис на Украине укрепляет связи России, Ирана и Китая
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Сайед Хоссейн Мусавиан

Приглашенный профессор Принстонского университета, ранее – высокопоставленный иранский дипломат и политик.

После того, как пророссийски настроенный президент Украины Виктор Янукович был свергнут 21 февраля, между Россией и Западом сохраняется напряженность. Кризис достиг кульминации, когда правительство полуострова Крым, где проживает 60% этнических русских, потребовало проведения референдума об отделении Крымского полуострова от Украины. Наблюдатели считают нынешнее противостояние на Украине самым серьезным обострением отношений между Западом и Москвой после окончания холодной войны. Иранский ядерный кризис также рассматривается в качестве наибольшим вызовом для отношений между Ираном и Западом.

Официально Иран придерживается нейтралитета по украинскому вопросу, но исход кризиса может означать укрепление связей с Россией, поскольку у обеих стран имеются общие стратегические интересы. Высокопоставленный иранский чиновник заявил: «Иран не будет вмешиваться в этот спор». Однако кризис на Украине может повлиять на отношения между Россией и Ираном.

Российская военная интервенция на Украине может привести к тому, что войска НАТО еще больше приблизятся к западным рубежам Украины. Однако Россия опасается, что ее уход из Крыма закончится тем, что вооруженные силы Запада развернут войска вдоль ее границ, а это прямая угроза безопасности России и сокращение ее стратегической глубины. В последние два десятилетия Россия и Иран внимательно наблюдали за тем, как США и НАТО расширяют зону влияния на восток, создавая военные базы вокруг границ двух стран, почти полностью пренебрегая законными интересами Москвы и Тегерана в сфере безопасности. В последние годы правления верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи и президента России Владимира Путина оба государства сопротивляются западной гегемонии, стремясь восстановить уязвленную национальную гордость и престиж, преодолеть болезненное отсутствие уважения и влияния на международной арене. В 2005 году Путин сказал, что распад Советского Союза стал «величайшей геополитической катастрофой» XX века. Отказ от Украины и ее выход из российской орбиты означал бы сильнейший удар по проекту Путина, связанного с восстановлением позиций России на международной арене.

С 2006 года Соединенные Штаты успешно формировали консенсус среди мировых держав относительно ядерной программы Ирана, итогом которой стали резолюции о санкциях ООН. За ними также последовали односторонние санкции со стороны США и ЕС. Сегодня продолжительный кризис на Украине может повлечь за собой ряд возможных сценариев.

На переговорах об окончательном варианте договора между Ираном и пятью постоянными членами Совбеза ООН плюс Германия для США важно добиться по возможности сворачивания ядерной программы Ирана — если не полного, то хотя бы частичного. Однако на фоне продолжающегося Крымского кризиса и в обозримом будущем после его завершения Соединенным Штатам будет трудно добиться от России такой же поддержки, которую она оказала при подписании промежуточного соглашения в ноябре 2013 года. Это, скорее всего, ослабит позиции США и Европы на переговорах об условиях окончательного договора, если они добиваются не только безусловного соблюдения Договора о нераспространении ядерных вооружений (ДНЯО), но и существенного ограничения иранской программы освоения мирного атома. Поскольку американцы и европейцы грозятся оказать дипломатическое давление на Россию, включая ввод санкций, по логике Россия будет разыгрывать иранскую ядерную карту в надежде повлиять на позицию США и Европы относительно действий России на Украине.

Кроме того, если Иран будет соблюдать промежуточное соглашение и сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), но Запад продолжит выдвигать Ирану непомерные требования, Россия может попытаться вступить в союз с Ираном и даже нарушить западные санкции в ответ на дипломатическое и экономическое давление со стороны.

Сближение с Ираном может быть экономически выгодно России. Весьма вероятно, что Иран пожелает увеличить количество атомных станций, которые он собирается построить под наблюдением международного сообщества, до 20 в окончательном варианте договора о развитии ядерной энергетики в Иране. Тегеран уже запланировал строительство четырех из этих станций в сотрудничестве с Россией. Мега-проект строительства 20 атомных станций обойдется в десятки миллиардов долларов.

Маловероятно, что европейцы и американцы положительно отнесутся к требованию Ирана включить в договор строительство всех этих атомных станций, даже если окончательный вариант будет в принципе одобрен Ираном, пятью постоянными членами СБ и Германией. Это предоставит русским еще одну возможность воспользоваться ситуацией и выиграть тендер на этот мега-проект, а также наладить еще более тесные связи с Ираном в направлении общего стратегического мышления.

Поддержка Ираном и Россией сирийского президента Башара Асада и общее противодействие политике США и Запада, направленной на его свержение и уничтожение приводит нас к выводу о том, что обе страны намерены наращивать стратегическую глубину в данном регионе и становиться влиятельными действующими лицами ближневосточной политики. Добавьте к этой общей задаче в области стратегической безопасности совпадающие геополитические интересы в сфере безопасности, и станет понятно, что для России нет лучшего союзника, чем Иран.

В силу географического положения, Иран и Россия имеют много общих стратегических интересов. Возможное возвращение «Талибана» к власти в Афганистане, которое может также сопровождаться возрождением «Аль-Каиды» в этой стране, несет угрозу безопасности обеих стран. Еще одна угроза безопасности связана с нестабильностью и расширением сети американских военных баз в Центральной Азии, Каспийском бассейне и Персидском заливе. Эти геополитические угрозы естественным образом подталкивают Иран и Россию к сотрудничеству.

Со временем растущее давление на Россию вследствие конфликта с Западом по поводу Украины в сочетании с перечисленными стратегическими соображениями могут привести русских к выводу, что союз с Ираном — лучший вариант для реализации своих стратегических задач и противодействия Западу. Поэтому можно обоснованно предположить, что в случае продолжения украинского кризиса, а также давления и непомерных требований Запада на ядерных переговорах Россия сблизится с Ираном, и две страны образуют полюс силы в регионе. Кроме того, Пекин также заинтересован в укреплении оборонных связей и контактов с Россией. Это может вдохновить Москву, Пекин и Тегеран на то, чтобы подумать о расширении сотрудничества в регионе и во всей Азии.

| Al-Monitor