21.07.2014
Грузия, Украина и Молдова: «Военные союзники США»?
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Арег Галстян

Эксперт по политике США на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, факторам лоббизма во внешней политике США, по внутриполитическим процессам в США, руководитель научно-аналитического портала American Studies.

18 июля 2014 г, комитет по международным делам Сената принял проект резолюции о «Предотвращении российской агрессии» (Russian Aggression Prevention Act of 2014), разработанной под спонсорством сенаторов-республиканцев Боб Коркера и Марка Кирка. В целом, законопроект фокусируется на военных возможностях Соединенных Штатов и НАТО в Центральной и Восточной Европе для обеспечения безопасности стратегических союзников в регионе. Так, главный инициатор данного акта, сенатор Боб Коркер отметил: «Гораздо проще обеспечить сдерживание угрозы и защиту союзников НАТО от России, нежели их освобождение из-под власти агрессора. Именно сейчас, когда США необходимо подтвердить свою приверженность трансатлантической безопасности и альянсу НАТО, законопроект о предотвращении российской агрессии поможет улучшить безопасность НАТО».

«Расходы России на оборону увеличились с 2008 г, на 31%, в то время как за тот же период расходы Европы снизились на 15%. Одностороннее саморазоружение Европы оказывает негативное воздействие на способность альянса к сдерживанию, защите и победе над потенциальным противником», – отметил сенатор Блант в своем интервью для телеканала Fox News. Важно также обозначить, что билль Коркера наделяет президента полномочиями для «предоставления прямой военной помощи по потребностям Вооруженных сил Грузии, Украины и Молдовы, включая противотанковое и зенитное вооружение, а также стрелковое оружие. Безусловно, сенаторы также затронули и сферу энергетической безопасности Украины. Так, в разделе №6 «Энергетическая независимость» говорится следующее: «Законопроект предусматривает экспорт природного газа США всем членам ВТО, в том числе и ключевым странам Европы, а также обеспечивает поддержку частного сектора экономики США для внедрения и инвестирования энергетических проектов в Украине, Грузии и Молдове». В данном контексте, резолюция предусматривает наделение Грузии, Украины и Молдовы статусом «Военный союзник США» (Major NonNATO alley).

Ряд зарубежных экспертов и отдельных чиновников вышеперечисленных стран поспешили заявить, что данный статус означает, что Тбилиси, Киев и Кишинёв находятся одной ногой в Североатлантическом альянсе. Для того чтобы объективно разобраться в этом вопросе, необходимо, в первую очередь проанализировать нормативные акты о статусе «Военного союзника США». Статус военного союзника США предусмотрен согласно «Закону об иностранной помощи» от 1961 года. Целью «Закона об иностранной помощи» от 1961 г., принятого по инициативе президента Джона Кеннеди, было организовать и реализовать программы США по оказанию помощи развивающимся странам. В своем обращении к Конгрессу 22 марта 1961 г, Кеннеди назвал эти программы, вытекающие из опыта Второй мировой войны, бюрократическими фрагментированными, нелепыми и медленными в действии, его администрации приходилось работать с иррациональной структурой.

Так, согласно разделу «500 A» данного закона вводилось понятие военного союзника Америки, не входящих в НАТО. Основной союзник вне НАТО – это любая страна, не являющаяся членом Организации Североатлантического договора и определенная как основной союзник, не входящий в состав НАТО. Такие страны получают право на определенные виды военной помощи, включая избыточную закупку оружия оборонительного характера и участие в совместных оборонных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Статус MNNA не предполагает тех же гарантий, какими располагают члены Организации Североатлантического договора. Однако данный статус указывает на важность двусторонних отношений для Соединенных Штатов. Законодательство США определяет две категории обладателей статуса MNNA и уполномочивает министра обороны, с согласия государственного секретаря, присваивать этот статус определенным странам для участия в совместных научно-исследовательских программах и разработках.

В 1987 г, такой статус получили Израиль, Египет, Япония, Австралия и Республика Корея, далее Иордания (1996), Аргентина (1998), Новая Зеландия и Бахрейн (2002), а также Филиппины и Таиланд (2003). В июне 2004 г, президент США официально уведомил о назначении Пакистана основным союзником вне НАТО. В целом, согласно разделу 517 «Закона об иностранной помощи» от 1961 г., присвоение статуса «Военного союзника США» дает следующие преимущества:

  • Компании государств-союзников получают возможность участия в конкурсе на определенные контракты американского правительства для содержания, технического обслуживания и ремонта оборудования Министерства обороны США за пределами континентальной части Америки.
  • Государства-союзники получает возможность участия в совместных антитеррористических исследованиях и опытно-конструкторских работах.
  • Министерство обороны получает возможность создания условий и проведения совместных исследовательских работ по улучшению оборонительных способностей стран-союзниц на справедливой основе совместного несения расходов.
  • Государству-союзнику предоставляется право на приоритетное снабжение оборонительным оружием, если оно находится на юге или юго-восточном фланге НАТО. Кроме того, союзнику предоставляется право на закупку боеприпасов с обедненным ураном.
  • Государству-союзнику предоставляется право на хранение военных запасов США на своей территории и право на использование финансирования Соединенных Штатов для коммерческого лизинга оборонительного вооружения.
  • Государству-союзнику предоставляется право на ускоренное оформление экспортных лицензий на коммерческие спутники, технологии создания, компоненты и системы.

Однако, правительство США, согласно разделу «620 N» имеет право ограничить помощь странам, которые допускают религиозную и образовательную дискриминацию, а также посягают на свободу передвижения. Так, даже при наделении статуса MNNA никакая помощь не может быть предоставлена в соответствии с настоящим законом или каким-либо другим законом государству, правительство которого вовлечено в какой-либо из видов деятельности, описанных ниже:

  • Если правительство страны-союзницы участвует в санкционированном преследовании религиозных меньшинств, что может выражаться в законах о богохульстве или штрафах, применяемых к религиозным меньшинствам за возможность исповедовать свою веру.
  • Если правительство страны-союзницы способствует дискриминации по гендерному, расовому и этническому признаку в образовательной сфере.
  • Если правительство страны-союзницы не признает граждан государства, которые были выдворены из другой страны.

Более того, правительство США уделяет вышеназванным критериям основную роль в предоставлении статуса военного союзника. Так, из африканских стран союзниками являются лишь Египет и Марокко, что возмущает правительство Республики Джибути, на территории которой располагается единственная американская военная база в Африке. Кения и Уганда войска, которых развернуты для борьбы с «Аль-Каидой», связанной с «Аль-Шабаб» в Сомали, также могут выразить недоумение по поводу того, что их передовая роль в борьбе против террора не оказалась достаточной для получения статуса «союзника». Аналогичная ситуация в Латинской Америке, где статусом союзника наделена лишь Аргентина, несмотря на то, что Сальвадор, Никарагуа, Гондурас, Доминиканская Республика предоставили войска для ведения войны в Ираке. Исходя из-за недовольства Конгресса относительно внутренней политики и проблемам прав человека, статус военного союзника не получает столь важные в геополитическом контексте страны для Америки как Мексика и Саудовская Аравия.

В целом, о значимости статуса для Грузии, Украины и Молдовы говорить пока рано, ввиду того, что законопроекту необходимо пройти долгий путь, в ходе которого будут внесены различные поправки. Но, де-юре наделение той или иной страны статусом военного союзника означает, что Америка начинает выстраивать серьезный военно-политический диалог с Тбилиси, Киевом и Кишинёвом.