22.06.2014
Четыре проблемы Петра Порошенко
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Геворг Мирзаян

Научный сотрудник Института США и Канады РАН, научный сотрудник Института перспективных гуманитарных исследований и технологий (ИПГИТ) МГГУ им. М.А. Шолохова.

Перед новым украинским президентом стоит ряд серьезных политических, экономических и социальных вызовов. От них напрямую зависит дальнейшая судьба государства. Однако на сегодняшний день у Петра Порошенко нет ни готовности, ни желания, ни политической воли для их решения.

С победой Петра Порошенко на президентских выборах многие граждане Украины связывают большие надежды. СМИ, подконтрольные близким к Майдану олигархам [1], писали, что П. Порошенко обладает достаточным опытом, авторитетом и возможностями для выведения страны из затяжного экономического кризиса. Более 50% избирателей, пришедших на выборы, отдали за него свои голоса [2].

Между тем на сегодняшний день единственным плюсом, связанным с избранием П. Порошенко, стало международное признание украинской власти. В отличие от Александра Турчинова, получившего пост президента по итогам переворота, П. Порошенко возглавил страну по итогам выборов, пусть и не общенациональных. В остальном новый президент продолжает ошибочный внешне- и внутриполитический курс своего предшественника, усугубляя системный кризис и откладывая решение многочисленных проблем, стоящих перед Украиной. Речь идет, прежде всего, о преодолении экономического кризиса, восстановлении территориального единства страны, выборе адекватной модели развития, нормализации отношений с Россией, а также выходе из «состояния Майдана».

Надежда лишь на кредиты

Один из самых серьезных вызовов — деградирующая экономика страны. Так, по официальным прогнозам Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины, падение ВВП в 2014 году составит 5%. И это лишь на сегодняшний день. «В марте мы прогнозировали падение на 3%. Очевидно, что с марта по июнь ситуация изменилась», — признает глава министерства Павел Шеремета. Прогнозы международных организаций, в частности Всемирного банка, также идут по ниспадающей. В январе 2014 года организация прогнозировала падение ВВП на 2%, в апреле – уже 3%, а сейчас прогноз также составляет 5% [3]. Гривна с начала года обесценилась на 30% [4].

Самая серьезная ситуация сложилась в промышленности. По данным Государственной службы статистики Украины, в апреле 2014-го года падение промышленного производства по сравнению с апрелем 2013 года составило 6%. Наиболее серьезный спад наблюдается в химическом секторе (за апрель -11,2%, в годовом выражении падение составило 23,3%). Затем идет машиностроение (соответственно -8% и -18,9%), металлургия (-2,3%, -12,8%), легкая промышленность (-6,6%, -14,9%), производство коксующегося угля и продуктов нефтепереработки (-7,7%, -10,1%) [5]. При этом предприятия промышленности, по словам главы департамента промышленной политики МЭРТ Украины Виталия Кравченко, обеспечивают до 40% валютных поступлений в страну [6].

Украинские власти уверяют, что ситуация вскоре наладится, П. Порошенко обещает урегулировать экономический кризис за три месяца [7]. Однако более вероятен обратный сценарий, и в ближайшем будущем прогнозы относительно падения ВВП станут еще более пессимистичными. Ведь, по сути, экономическая политика страны сводится к попыткам добиться от международных институтов новых кредитов – Украина рассчитывает на 17 миллиардов долларов от МВФ и еще 15 миллиардов долларов от Всемирного банка, Евросоюза и отдельных стран [8]. В свою очередь, для облегчения экономического положения следовало бы сосредоточиться на двух других направлениях – умиротворении Востока и стабилизации отношений с Россией.

Нужно говорить, а не стрелять

По словам Петра Порошенко, одна из основных причин экономических проблем Украины связана с деятельностью сепаратистов Донбасса [9]. Такая оценка отчасти справедлива — в мае 2014 года собираемость налогов в Луганской области составила 88%, а в Донецкой – 75% [10]. Однако в действительности обострение ситуации вызвано не самим сепаратизмом Донбасса, а способами решения этой проблемы, которые выбрал официальный Киев.

Предшественник П. Порошенко на посту президента Турчинов взял курс на отказ от диалога и силовое подавление восстания. Восставшие жители Донбасса были объявлены террористами, власть и пресса развернули кампанию по их дегуманизации и обезличиванию (внедряя в сознание людей термины «ватники», «колорады» и т.п.), против них была начата антитеррористическая операция. Между тем уже скоро многим наблюдателям стало ясно, что это ошибочный путь. Вооруженные силы страны, ослабленные и деморализованные в связи с последними событиями (масштабное преследование силовиков «Альфы» и «Беркута» после Майдана, а также приказ воевать против сограждан), оказались неспособны решать боевые задачи. За несколько месяцев боев им удалось отбить лишь несколько небольших населенных пунктов, а также Мариуполь. В то же время ополченцы демонстрируют высокий боевой дух, а полученное ими современное вооружение позволяет не только организовывать засады и уничтожать отдельные сухопутные подразделения, но и сбивать авиацию противника. Украинские вооруженные силы уже потеряли несколько вертолетов и самолетов, включая штурмовики, разведывательный самолет Ан-30, а также военно-транспортный самолет Ил-76 [11]. Если украинские ВВС будут и дальше терять боевые машины такими темпами, антитеррористическая операция утратит всякую эффективность.

Существовала вероятность, что с приходом П. Порошенко ситуация изменится, и Киев перейдет к более рациональной политике — диалогу с ополченцами и поиску мирного выхода из кризиса. Двумя основными условиями для диалога должны были стать всеобщая амнистия и широкая децентрализация страны в культурной, политической и экономической сферах (представители Донецкой и Луганской народных республик предпочитают использовать термин «федерализация»). По сути, на сегодняшний день лишь федерализация может сохранить территориальную целостность страны – проект создания монокультурного государства из частей, столетиями находившихся в составе разных этнокультурных обществ (Австро-Венгрии, Польши, России) предсказуемо провалился.

Однако П. Порошенко упустил удачную возможность. Во время своей инаугурационной речи он заявил о готовности амнистировать «сепаратистов», но лишь тех из них, «на чьих руках нет крови украинских воинов и мирных людей, и тех, кто не причастен к финансированию терроризма» [12]. То есть, ни один из бойцов или командиров ополченцев на амнистию рассчитывать не может. Отказался П. Порошенко и от идеи федерализации, заявив, что Украина «была, есть и будет унитарным государством. Бред о федерации не имеет почвы в Украине». И государственный язык, по словам президента, будет лишь один – украинский [13].

С большой долей вероятности можно утверждать, что гражданская война на юго-востоке приведет к усугублению экономического кризиса, если президент не изменит свою линию. Продолжение антитеррористической операции (АТО) требует больших затрат, в ходе нее уничтожается инфраструктура промышленного юго-востока, останавливается работа предприятий и шахт. Более того, итогом АТО может стать де-факто независимость Донецкой и Луганской областей, что лишит Украину дальнейших траншей кредита МВФ (одним из условий выдачи которых является именно сохранение контроля Киева над Донбассом) [14].

Провокации, а не партнерство

Одной из ключевых внешнеполитических задач Петра Порошенко должна была стать стабилизация отношений с Россией. Эта стабилизация облегчила бы решение ряда других проблем, прежде всего, восточного сепаратизма, а также выведения экономики из кризиса. Однако судя по его линии в отношении России, у Киева иные приоритеты.

До недавнего времени Москва демонстрировала готовность к нормализации отношений. Так, Россия де-факто признала новую украинскую власть. На саммите в Нормандии Владимир Путин провел переговоры с Петром Порошенко, а затем уже из Москвы беседовал с ним по телефону. Кроме того, Россия вернула в Киев своего посла, подчеркнув, по словам спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, готовность к восстановлению дипломатических отношений [15]. Кремль надеялся, что в ответ П. Порошенко займет конструктивную позицию на переговорах с Россией по ряду проблемных вопросов, в частности, газовому. Однако новый украинский президент, по мнению ряда наблюдателей, предпочитает путь конфликта, и сейчас пытается принудить Россию к вводу войск в Донбасс. Этот шаг поможет П. Порошенко решить ряд краткосрочных внутриполитических и внешнеполитических вопросов (увеличение поддержки со стороны Запада, создание стимула для мобилизации населения, оправдание экономического краха). Именно поэтому в последние недели участились антироссийские провокации, включая незаконные пересечения границы украинской техникой (за которые украинские власти и не думают извиняться [16]), регулярные захваты журналистов в заложники и жестокое обращение с ними. Апогеем стало нападение толпы на российское посольство вечером 14 июня. Туда прибыл и министр иностранных дел Украины Андрей Дещица, который в окружении демонстрантов оскорбил Владимира Путина в прямом эфире.

Ответы России

Россия не только не отреагировала на провокации, но и, по всей видимости, перестала надеяться на адекватность киевского руководства, вернувшись при этом к жесткой линии в отношении к украинской власти. Так, Москва не стала продолжать переговоры по газу и в очередной раз откладывать дедлайн для оплаты долгов — 16 июня 2014 года Украина была переведена на режим предоплаты по газу. «Решение принято по причине хронических неплатежей «Нафтогаза Украины». Просроченная задолженность компании за поставленный российский газ составляет 4,458 миллиарда долларов: 1,451 миллиарда долларов за ноябрь-декабрь 2013 года и 3,007 миллиарда долларов за апрель-май 2014 года», — говорится в заявлении «Газпрома» [17]. Более того, в Москве рассчитывают, что упрямство Украины в газовом вопросе вкупе со сменой состава Еврокомиссии ускорит реализацию проекта «Южный поток» и обеспечит ему большую поддержку со стороны Брюсселя. «Южный поток» выглядит как необратимый европейский проект. Вопрос не в том, будет ли он реализован, а в том, каким образом это произойдет, — заявил министр экономики и энергетики Болгарии Драгомир Стойнев [18]. — В рамках ЕС, благодаря моим усилиям, есть консолидированная позиция “за” проект со стороны министров энергетики Венгрии, Австрии, Хорватии, Словении и Италии, через которые пройдет трасса газопровода». Как только проект будет завершен, Украина больше не сможет использовать свое транзитное положение для шантажа Москвы и Брюсселя. А после создания ветки «Ямал-Европа-2» исчезнет необходимость транзита газа через украинскую территорию. Газотранспортная система Украины потеряет свою актуальность, что лишит Украину огромных доходов от транзита (в 2013 году они составили 3,6 миллиарда долларов) [19].

Помимо долгосрочных экономических проблем, конфликт с Россией (на которую в 2013 году приходилось 32% всего украинского импорта и 25% экспорта [20]) может создать Киеву и ряд сложностей уже в краткосрочной перспективе. Речь идет не только о запрете с 16 июня 2014 года импорта украинского картофеля в Россию [21], но и прекращении военно-технического сотрудничества. «Это может привести к остановке еще примерно 500 предприятий и возникновению дополнительно сотен тысяч безработных. За первый квартал у нас безработица уже выросла более чем на 130 тысяч человек, и она продолжает расти», — говорит бывший министр экономики Украины Дмитрий Суслов [22].

Атомизация власти

Если Петр Порошенко не изменит свою линию в отношение трех вышеобозначенных проблем, они станут катализатором для обострения четвертого вызова — недостатка внутренней легитимности нынешней власти. Совершив переворот в феврале 2014 года, украинские граждане нанесли серьезный удар по всей системе государственности, фактически уничтожив ее конституционную легитимность. В результате на сегодняшний день в стране существует большое число альтернативных центров силы, которые вполне могут оспорить легитимность президента и даже организовать новый переворот. В полном соответствии с максимой о том, что «у революции нет конца».

Прежде всего, речь идет об украинских олигархах. Один из феноменов Майдана заключается в том, что люди, выступавшие на площади, в том числе, за судебное преследование олигархов, добились фактически перевода системы украинского олигархата на новый, более высокий уровень. Если до революции крупнейшие предприниматели страны контролировали и финансировали политиков, то после переворота они официально стали властью. И речь идет даже не о том, что президентом страны был избран один из самых известных олигархов. Наиболее влиятельные предприниматели получили на откуп проблемные регионы в обмен на лояльность и финансовую поддержку в деле подавления волнений на юго-востоке. Так, Сергею Таруте было поручено наводить порядок в Донецкой области, а Игорю Коломойскому — в Днепропетровской ( а затем и Одесской). У олигархов уже появились частные армии – батальоны «Днепр», «Донбасс», «Азов» и т.п., которые готовы обратить оружие против любого, на кого укажет их спонсор [23].

Сейчас им указывают на ЛНР и ДНР, поскольку у олигархов и власти цель одна – подавление восстания в Донбассе. Однако в среднесрочной перспективе их пути разойдутся. Весьма вероятно, что олигархи, получившие под свой контроль целые регионы, будут выторговывать себе дополнительные полномочия и финансовые активы, отказываясь при этом подчиняться П. Порошенко и официальному Киеву. В этом плане ослабление авторитета и финансовых возможностей центральной власти будет вести лишь к усилению олигархов и распаду украинского государства.

Помимо украинских олигархов легитимность власти оспаривает и «улица», наиболее активная часть протестующих представлена националистами и радикалами, «Правым сектором», а также «сотнями самообороны Майдана», отказывающимися демонтировать баррикады в центре Киева. Они требуют от власти провести масштабную люстрацию, регулярно отчитываться на Майдане, а также полностью принять галицийскую идеологию и ее составляющие (возвеличивание Бандеры и дивизии СС «Галичина», русофобскую политику). Любые попытки официального Киева хотя бы внешне соблюсти баланс между Востоком и Западом наталкиваются на критику и обвинения в предательстве. Так, украинские националисты возмутились тем, что во время инаугурации нового президента часть его речи (та, в которой он обращался к жителям Донбасса) была на русском языке. В случае проведения досрочных выборов в Верховную раду они, вероятно, увеличат свое представительство в парламенте за счет усиления патриотических настроений в обществе и резкого падения представительства Партии Регионов и коммунистов (основной электорат которых в воюющем и разочаровавшемся в них Донбассе, а также в вышедшем из состава Украины Крыму).

Несмотря на ошибки в противостоянии четырем указанным вызовам, у Петра Порошенко теоретически есть возможность перейти к конструктивной политике. Однако для этого украинскому президенту нужно проявить политическую волю и пойти против общественного мнения, сформированного официальными властями и пропагандой украинских СМИ, продемонстрировать готовность принимать сложные решения, чреватые потерей рейтинга, а также окружить себя людьми, готовыми к этому.

Однако шансы на исправление ошибок невелики. Качество украинской элиты крайне низкое, большая часть ее представителей мыслит лишь в рамках одного избирательного цикла и не готова решать государственные проблемы. Сам П. Порошенко вряд ли готов к проведению жестких и непопулярных, но при этом необходимых мер. Скорее, он изберет иную стратегию – пойдет на поводу у общественного мнения, чтобы просидеть на посту президента максимально долгое время и извлечь для себя все возможные выгоды. Как репутационные, так и материальные.

1. См. например Феномен П. Порошенко: Как без широкой пиар-кампании (в оригинале ошибка) и четкой программы в короткий срок стать лидером народа. ICTV. 07.06.2014 http://fakty.ictv.ua/ru/index/read-news/id/1517764

2. ЦИК завершил прием оригиналов протоколов окружкомов. Интерфакс Украина. 30.05.2014 http://interfax.com.ua/news/political/207348.html

3. МЭРТ прогнозирует улучшение макроэкономических прогнозов по Украине после стабилизации ситуации на Донбассе. РБК Украина. 11.06.2014 http://www.rbc.ua/rus/news/economic/mert-prognoziruet-uluchshenie-makroekonomicheskih-prognozov-11062014112100

4. Sonne P. Ukraine President Takes On Other Crisis: a Broken Economy. June 08, 2014 http://online.wsj.com/articles/ukraine-president-takes-on-other-crisis-a-broken-economy-1402261756

5. Как спасти промышленность от рецессии. 04.06.2014 http://news.finance.ua/ru/~/2/0/all/2014/06/04/327219

6. В Украине в 2014 г. рост индекса промпродукции наблюдается лишь в 6 областях, — Минэкономразвития. РБК Украина. 21.05.2014 http://www.rbc.ua/rus/news/economic/v-ukraine-v-2014-g-rost-indeksa-promproduktsii-nablyudaetsya-21052014131500

7. Новый президент Украины Петр П. Порошенко намерен справиться с кризисом в стране за три месяца. Первый канал. 08.06.2014 http://www.1tv.ru/news/world/260631

8. Sonne P. Ukraine President Takes On Other Crisis: a Broken Economy. June 08, 2014 http://online.wsj.com/articles/ukraine-president-takes-on-other-crisis-a-broken-economy-1402261756

9. Sonne P. Ukraine President Takes On Other Crisis: a Broken Economy. June 08, 2014 http://online.wsj.com/articles/ukraine-president-takes-on-other-crisis-a-broken-economy-1402261756

10. Sonne P. Ukraine President Takes On Other Crisis: a Broken Economy. June 08, 2014 http://online.wsj.com/articles/ukraine-president-takes-on-other-crisis-a-broken-economy-1402261756

11. Ополченцы Горловки заявили, что сбили украинский СУ-24 и допрашивают пилота. Russia Today. 14.06.2014 http://russian.rt.com/article/36454#ixzz34uExi8GH

12. Инаугурационная речь П. Порошенко. Полный текст и видео. Корреспондент.нет. 07.06.2014 http://korrespondent.net/ukraine/politics/3375056-ynauhuratsyonnaia-rech-poroshenko-polnyi-tekst-y-vydeo

13. Инаугурационная речь П. Порошенко. Полный текст и видео. Корреспондент.нет. 07.06.2014 http://korrespondent.net/ukraine/politics/3375056-ynauhuratsyonnaia-rech-poroshenko-polnyi-tekst-y-vydeo

14. МВФ может пересмотреть программу помощи, если Украина потеряет контроль над восточными областями. УНИАН. 02.05.2014http://economics.unian.net/finance/913909-mvf-mojet-peresmotret-programmu-pomoschi-esli-ukraina-poteryaet-kontrol-nad-vostochnyimi-oblastyami.html

15. Матвиенко прокомментировала возвращение Зурабова на Украину. РИА Новости. 07.06.2014 http://ria.ru/world/20140607/1011124798.html#ixzz34l71ZdZq

16. Минюст: Россия не имеет права обвинять Украину в нарушении границы. Корреспондент. нет.13.06.2014 http://korrespondent.net/ukraine/politics/3377978-mynuist-rossyia-ne-ymeet-prava-obvyniat-ukraynu-v-narushenyy-hranytsy

17. «Газпром» перевел Украину на режим предоплаты за газ. Лента.ру. 16.06.2014 http://lenta.ru/news/2014/06/16/gas1/

18. Экономика: Болгария-южпоток-минэнерго-мнение. Евроньюс. 09.06. 2014 http://ru.euronews.com/newswires/2541808-newswire/

19. Им все мало. Деловая газета Взгляд. 16.06.2014 http://www.vz.ru/economy/2014/6/16/691416.html

20. CIA World Factbook 2013 https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/up.html

21. Россия запретила импорт картофеля с Украины. 16.06.2014 http://lenta.ru/news/2014/06/16/potatoes/

22. Отказ Украины от сотрудничества в ВПК с РФ может привести к остановке еще около 500 предприятий, — экс-министр. Информационное агентство 112. 06 июня 2014 http://112.ua/ekonomika/otkaz-ukrainy-ot-sotrudnichestva-v-vpk-s-rf-mozhet-privesti-k-ostanovke-esche-okolo-500-predpriyatiy-eks-ministr-72493.html

23. Зачем Игорь Коломойский воюет за Украину. Капитал. 11.06.2014 http://www.capital.ua/ru/publication/22263-zachem-igor-kolomoyskiy-voyuet-za-ukrainu

| РСМД