Стенограмма конференции «Киотский протокол: последствия для России»
Итоги
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку

Текст стенограммы (Microsoft Word, 322 Kb)
Список участников (Microsoft Word, 155 Kb)

Совет по внешней и оборонной политике совместно с журналом «Россия в глобальной политике» провели 9 сентября конференцию «Киотский протокол: экономические последствия ратификации для России». На конференции присутствовали представители всех государственных органов РФ, к компетенции которых относятся вопросы, связанные с Киотским протоколом, широкий круг политиков, экономистов, экологов.

В ходе конференции прошла продуктивная дискуссия относительно последствий ратификации Киотского протокола для российской экономики и положения страны в мире. Выявилось отсутствие единой точки зрения на целесообразность ратификации Киотского протокола, а также на то, может ли Россия использовать возможности, предоставляемые Протоколом, в своих интересах.

Как отмечали многие выступающие, ратификация Киотского протокола улучшит имидж России в Европе и будет способствовать получению от Европейского Союза, других международных организаций и некоторых отдельных стран финансирования для реализации экологических программ. Руководитель Росгидромета, президент Всемирной метеорологической ассоциации Александр Бедрицкий отметил, что «международный переговорный процесс, связанный с проблемой выбросов парниковых газов, будет развиваться. И Россия не должна оказаться на его обочине, как это произошло в свое время с вступлением в ВТО, в результате чего теперь нам приходится нести дополнительные издержки для того, чтобы догонять мировое сообщество, ту группу стран, которые формируют правила игры».

Известный экономист, научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин заявил, что в оценке Киотского протокола следует в первую очередь исходить из собственных прагматических интересов: «Мы не должны бросаться в Киотский протокол с завязанными глазами, как мы сейчас бросаемся в ВТО. Необходимо опираться на собственные силы и самим создавать на уровне федерального правительства структуры, которые будут обеспечивать энергосбережение. А не ждать, что вот мы подпишем протокол и нам откроется рынок, который через какое-то время будет заставлять нас это делать экономическими стимулами».

Дилемму, стоящую перед Россией, сформулировал в своем докладе председатель правления «Центра климатических проектов совместного осуществления Росгидромета» Виктор Потапов: не ратифицировать Киотский протокол политически не выгодно, однако ратифицировать его без создания до этого «национальной системы регулирования выбросов парниковых газов не выгодно экономически».

Участники конференции констатировали, что ратификация Киотского протокола создаст серьезные проблемы, которые требуют дополнительного изучения и общественной экспертизы.

Большинство экспертов, в том числе и сторонники ратификации, сходятся в одном: не существует убедительных доказательств того, что именно выбросы CO2 являются источником глобального потепления. Как отметил первый заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дынкин, «по мнению некоторых ученых, главный парниковый газ —  это водяной пар». А выбросы, происходящие в процессе оттаивания вечной мерзлоты, в скором времени могут значительно превысить антропогенные.

Система торговли квотами на выбросы, создание которой предусматривается Протоколом, еще недостаточно отработана, однако в любом случае она не принесет России значительных экономических дивидендов. По словам Александра Дынкина, на несуществующем пока реально рынке СО2 предложение уже превышает спрос в шесть раз. Президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов указал, что самый перспективный покупатель квот России на выбросы парниковых газов —  США —  вышли из протокола, а ЕС весьма несговорчивый партнер России и вряд ли пойдет на уступки в интересах России. Выполнение же обязательств по протоколу наложит на Россию определенные ограничения. Ратифицировав Киотский протокол, «мы можем просто продать свой будущий экономический рост, за цену, которую пока даже не знаем», резюмировал В. Никонов.

Организаторы конференции с удовлетворением констатируют, что прошедшее обсуждение полностью лежит в русле цивилизованного решения дискуссионных вопросов экономической политики страны и демонстрирует высокий уровень зрелости институтов гражданского общества в России. Конференция показала важность научной и общественной экспертизы при принятии решений по ключевым государственным проблемам, недопустимость их келейного обсуждения, при котором приоритетным оказывается только принцип политической целесообразности.

Совет по внешней и оборонной политике и журнал «Россия в глобальной политике будут внимательно следить за развитием дискуссии по вопросу о ратификации Киотского протокола.